Носов: Дружок |
|
|
Николай Н Носов (читать рассказы, сказки, для детей) Рассказ Носова: Дружок Замечательно нам с Мишкой жилось на даче! Вот где было раздолье! Делай что хочешь, иди куда хочешь. Можешь в лес за грибами ходить или за ягодами или купаться в реке, а не хочешь купаться — так лови рыбу, и никто тебе слова не скажет. Когда у мамы кончился отпуск и нужно было собираться обратно в город, мы даже загрустили с Мишкой. Тётя Наташа заметила, что мы оба ходим как в воду опущенные, и стала уговаривать маму, чтоб мы с Мишкой остались ещё пожить. Мама согласилась и договорилась с тётей Наташей, чтоб она нас кормила и всякое такое, а сама уехала. Мы с Мишкой остались у тёти Наташи. А у тёти Наташи была собака Дианка. И вот как раз в тот день, когда мама уехала. Дианка вдруг ощенилась: шестерых щенков принесла. Пятеро чёрных с рыжими пятнами и один — совсем рыжий, только одно ухо у него было чёрное. Тётя Наташа увидела щенков и говорит: — Чистое наказанье с этой Дианкой! Каждое лето она щенков приносит! Что с ними делать, не знаю. Придётся их утопить. Мы с Мишкой говорим: — Зачем топить? Они ведь тоже хотят жить. Лучше отдать соседям. — Да соседи не хотят брать, у них своих собак полно,— сказала тётя Наташа.— А мне ведь тоже не надо столько собак. Мы с Мишкой стали просить: — Тётечка, не надо их топить! Пусть они подрастут немножечко, а потом мы сами их кому-нибудь отдадим. Тётя Наташа согласилась, и щеночки остались. Скоро они подросли, стали бегать по двору и лаять: «Тяф! Тяф!» — совсем как настоящие псы. Мы с Мишкой по целым дням играли с ними. Тётя Наташа несколько раз напоминала нам, чтоб мы раздали щенков, но нам было жалко Дианку. Ведь она станет скучать по своим детям, думали мы. — Зря я вам поверила,— сказала тётя Наташа.— Теперь я вижу, что все щенки останутся у меня. Что я буду делать с такой оравой собак? На них одного корму сколько надо! Пришлось нам с Мишкой браться за дело. Ну и помучились же мы! Никто не хотел брать щенков. Несколько дней подряд мы таскали их по всему посёлку и насилу пристроили трёх щенков. Ещё двоих мы отнесли в соседнюю деревню. У нас остался один щенок, тот, который был рыжий с чёрным ухом. Нам он больше всех нравился. У него была такая милая морда и очень красивые глаза, такие большие, будто он всё время чему-нибудь удивлялся. Мишка никак не хотел расставаться с этим щенком и написал своей маме такое письмо: «Милая мамочка! Разреши мне держать щеночка маленького. Он очень красивый, весь рыжий, а ухо чёрное, и я его очень люблю. За это я тебя всегда буду слушаться, и буду хорошо учиться, и щеночка буду учить, чтоб из него выросла хорошая, большая собака». Мы назвали щеночка Дружком. Мишка говорил, что купит книжку о том, как дрессировать собак, и будет учить Дружка по книжке. * * * Прошло несколько дней, а от Мишкиной мамы так и не пришло ответа. То есть пришло письмо, ко в нём совсем ничего про Дружка не было. Мишкина мама писала, чтобы мы приезжали домой, потому что она беспокоится, как мы тут живём одни. Мы с Мишкой в тот же день решили ехать, и он сказал, что повезёт Дружка без разрешения, потому что он ведь не виноват, раз письмо не дошло. — Как же вы повезёте своего щенка? — спросила тётя Наташа.— Ведь в поезде не разрешают возить собак. Увидит кондуктор и оштрафует. — Ничего,— говорит Мишка,— мы его в чемодан спрячем, никто и не увидит. Мы переложили из Мишкиного чемодана все вещи ко мне в рюкзак, просверлили в чемодане дырки гвоздём, чтоб Дружок в нём не задохнулся, положили туда краюшку хлеба и кусок жареной курицы на случай, если Дружок проголодается, а Дружка посадили в чемодан и пошли с тётей Наташей на станцию. Всю дорогу Дружок сидел в чемодане молча, и мы были уверены, что довезём его благополучно. На станции тётя Наташа пошла взять нам билеты, а мы решили посмотреть, что делает Дружок. Мишка открыл чемодан. Дружок спокойно лежал на дне и, задрав голову кверху, жмурил глаза от света. — Молодец Дружок!— радовался Мишка.— Это такой умный пёс!.. Понимает, что мы его везём тайком. Мы погладили Дружка и закрыли чемодан. Скоро подошёл поезд. Тётя Наташа посадила нас в вагон, и мы попрощались с ней. В вагоне мы выбрали для себя укромное местечко. Одна лавочка была совсем свободна, а напротив сидела старушка и дремала. Больше никого не было. Мишка сунул чемодан под лавку. Поезд тронулся, и мы поехали. Сначала всё шло хорошо, но на следующей станции стали садиться новые пассажиры. К нам подбежала какая-то длинноногая девчонка с косичками и затрещала, как сорока: — Тётя Надя! Дядя Федя! Идите сюда! Скорее, скорее, здесь места есть! Тётя Надя и дядя Федя пробрались к нашей лавочке. — Сюда, сюда! — трещала девчонка.— Садитесь! Я вот здесь сяду с тётей Надечкой, а дядечка Федечка пусть сядет рядом с мальчиками. — Не шуми так, Леночка,— сказала тётя Надя. И они вместе сели напротив нас, рядом со старушкой, а дядя Федя сунул свой чемодан под лавку и сел рядом с нами. — Ой, как хорошо! — захлопала в ладоши Левочка.— С одной стороны три дяденьки сидят, а с другой — три тётеньки. Мы с Мишкой отвернулись и стали смотреть в окно. Сначала всё было тихо, только колёса постукивали. Потом под лавкой послышался шорох и начало что-то скрестись, словно мышь. — Это Дружок! — зашептал Мишка. — А что, если кондуктор придёт? — Ничего, может быть, он и не услышит. — А если Дружок лаять начнёт? Дружок потихоньку скрёбся, будто хотел проскрести в чемодане дырку. — Ай, мамочка, мышь! — завизжала эта егоза Леночка и стала поджимать под себя ноги. — Что ты выдумываешь! — сказала тётя Надя.— Откуда тут мышь? — А вот послушай! Послушай! Тут Мишка изо всех сил стал кашлять и толкать чемодан ногой. Дружок на минуту успокоился, потом потихоньку заскулил. Все удивлённо переглянулись, а Мишка поскорей стал тереть по стеклу пальцем так, чтоб стекло визжало. Дядя Федя посмотрел на Мишку строго и сказал: — Мальчик, перестань! Это на нервы действует. В это время сзади кто-то заиграл на гармошке, и Дружка не стало слышно. Мы обрадовались. Но гармошка скоро утихла. — Давай будем песни петь! — шепчет Мишка. — Неудобно,— говорю я. — Ну, давай громко стихи читать. — Ну, давай. Начинай. Из-под лавки раздался писк. Мишка закашлял и поскорее начал стихи: Травка зеленеет, солнышко блестит, Ласточка с весною в сени к нам летит. В вагоне раздался смех. Кто-то сказал: — На дворе скоро осень, а у нас тут весна начинается! Леночка стала хихикать и говорить: — Какие мальчишки смешные! То скребутся, как мыши, то по стеклу пальцами скрипят, то стихи читают. Но Мишка ни на кого не обращал внимания. Когда это стихотворение кончилось, он начал другое и отбивал такт ногами: Как мой садик свеж и зелен! Распустилась в нём сирень. От черёмухи душистой И от лип кудрявых тень. — Ну, вот и лето пришло: сирень, видите ли, распустилась! — шутили пассажиры. А у Мишки без всякого предупреждения грянула зима: Зима!.. Крестьянин, торжествуя, На дровнях обновляет путь; Его лошадка, снег почуя, Плетётся рысью как-нибудь… А потом почему-то всё пошло шиворот-навыворот и после зимы наступила вдруг осень: Скучная картина! Тучи без конца. Дождик так и льётся, Лужи у крыльца. Тут Дружок жалобно завыл в чемодане, и Мишка закричал что было силы: Что ты рано в гости, Осень, к нам пришла? Ещё просит сердце Света и тепла! Старушка, которая дремала напротив, проснулась, закивала головой и говорит: — Верно, деточка, верно! Рано осень к нам пришла. Ещё ребятишкам погулять хочется, погреться на солнышке, а тут осень! Ты, миленький, хорошо стишки говоришь, хорошо! И она принялась гладить Мишку по голове. Мишка незаметно толкнул меня под лавкой ногой, чтоб я продолжал чтение, а у меня, как нарочно, все стихи выскочили из головы, только одна песня вертелась. Недолго раздумывая, я гаркнул что было силы на манер стихов: Ах вы сени, мои сени! Сени новые мои! Сени новые, кленовые, решётчатые! Дядя Федя поморщился: — Вот наказание! Ещё один исполнитель нашёлся! А Леночка надула губки и говорит: — Фи! Нашёл что читать! Какие-то сени! А я отбарабанил эту песню два раза подряд и принялся за другую: Сижу за решёткой, в темнице сырой, Вскормленный на воле орёл молодой… — Вот бы тебя засадить куда-нибудь, чтоб ты не портил людям нервы! — проворчал дядя Федя. — Ты не волнуйся,— говорила ему тётя Надя.— Ребята стишки повторяют, что тут такого! Но дядя Федя всё-таки волновался и тёр рукой лоб, будто у него голова болела. Я замолчал, но тут Мишка пришёл на помощь и стал читать с выражением: Тиха украинская ночь. Прозрачно небо, звёзды блещут… — О!— засмеялись в вагоне.— На Украину попал! Куда-то ещё залетит? На остановке вошли новые пассажиры: — Ого, да тут стихи читают! Весело будет ехать. А Мишка уже путешествовал по Кавказу: Кавказ подо мною, один в вышине Стою над снегами у края стремнины… Так он объехал чуть ли не весь свет и попал даже на Север. Там он охрип и снова стал толкать меня под лавкой ногой. Я никак не мог припомнить, какие ещё бывают стихи, и опять принялся за песню: Всю-то я вселенную проехал. Нигде я милой не нашёл… Леночка засмеялась: — А этот всё какие-то песни читает! — А я виноват, что Мишка все стихи перечитал? — сказал я и принялся за новую песню: Голова ль ты моя удалая, Долго ль буду тебя я носить? — Нет, братец,— проворчал дядя Федя,— если будешь так донимать всех своими стихами, то не сносить тебе головы! Он опять принялся тереть рукой лоб, потом взял из-под лавки чемодан и вышел на площадку. Поезд подходил к городу. Пассажиры зашумели, стали брать свои вещи и толпиться у выхода. Мы тоже схватили чемодан и рюкзак и стали пролезать на площадку. Поезд остановился. Мы вылезли из вагона и пошли домой. В чемодане было тихо. — Смотри,— сказал Мишка,— когда не надо, так он молчит, а когда надо было молчать, он всю дорогу скулил. — Надо посмотреть — может, он там задохнулся? — говорю я. Мишка поставил чемодан на землю, открыл его… и мы остолбенели: Дружка в чемодане не было! Вместо него лежали какие-то книжки, тетради, полотенце, мыло, очки в роговой оправе, вязальные спицы. — Что это? — говорит Мишка. — Куда же Дружок делся? Тут я понял, в чём дело. — Стой! — говорю.— Да это ведь не наш чемодан! Мишка посмотрел и говорит: — Верно! В нашем чемодане были дырки просверлены, и, потом, наш был коричневый, а этот рыжий какой-то. Ах я разиня! Схватил чужой чемодан! — Бежим скорей обратно, может быть, наш чемодан так и стоит под лавкой,— сказал я. Прибежали мы на вокзал. Поезд ещё не ушёл. А мы забыли, в каком вагоне ехали. Стали бегать по всем вагонам и заглядывать под лавки. Обыскали весь поезд. Я говорю: — Наверно, его забрал кто-нибудь. — Давай ещё раз пройдём по вагонам,— говорит Мишка. Мы ещё раз обыскали все вагоны. Ничего не нашли. Стоим с чужим чемоданом и не знаем, что делать. Тут пришёл проводник и прогнал нас. — Нечего,— говорит,— по вагонам шнырять! Пошли мы домой. Я зашёл к Мишке, чтобы выгрузить из рюкзака его вещи. Мишкина мама увидела, что он чуть не плачет, и спрашивает: — Что с тобой? — Дружок пропал! — Какой дружок? — Ну, щенок. Не получала письма разве? — Нет, не получала. — Ну вот! А я писал. Мишка стал рассказывать, какой хороший был Дружок, как мы его везли и как он потерялся. Под конец Мишка расплакался, а я ушёл домой и не знаю, что было дальше. На другой день Мишка приходит ко мне и говорит: — Знаешь, теперь выходит — я вор! — Почему? — Ну, я ведь чужой чемодан взял. — Ты ведь по ошибке. — Вор тоже может сказать, что он по ошибке. — Тебе ведь никто не говорит, что ты вор. — Не говорит, а всё-таки совестно. Может быть, тому человеку этот чемодан нужен. Я должен вернуть. — Да как же ты найдёшь этого человека? — А я напишу записки, что нашёл чемодан, и расклею по всему городу. Хозяин увидит записку и придёт за своим чемоданом. — Правильно! — говорю я. — Давай записки писать. Нарезали мы бумаги и стали писать: «Мы нашли чемодан в вагоне. Получить у Миши Козлова. Песчаная улица, № 8, кв. 3». Написали штук двадцать таких записок. Я говорю: — Давай напишем ещё записки, чтоб нам вернули Дружка. Может быть, наш чемодан тоже кто-нибудь по ошибке взял. — Наверно, его тот гражданин взял, который с нами в поезде ехал,— сказал Мишка. Нарезали мы ещё бумаги и стали писать: «Кто нашёл в чемодане щенка, очень просим вернуть Мише Козлову или написать по адресу: Песчаная улица, № 8, кв. 3». Написали и этих записок штук двадцать и пошли их по городу расклеивать. Клеили на всех углах, на фонарных столбах… Только записок оказалось мало. Мы вернулись домой и стали ещё записки писать. Писали, писали — вдруг звонок. Мишка побежал открывать. Вошла незнакомая тётенька. — Вам кого? — спрашивает Мишка. — Мишу Козлова. Мишка удивился: откуда она его знает? — А зачем? — Я,— говорит,— чемодан потеряла. — А! — обрадовался Мишка.— Идите сюда. Вот он, ваш чемодан. Тётенька посмотрела и говорит: — Это не мой. — Как — не ваш? — удивился Мишка. — Мой был побольше, чёрный, а этот рыжий. — Ну, тогда вашего у нас нет,— говорит Мишка. — Мы другого не находили. Вот когда найдём, тогда пожалуйста. Тётенька засмеялась и говорит: — Вы неправильно делаете, ребята. Чемодан надо спрятать и никому не показывать, а если придут за ним, то вы сначала спросите, какой был чемодан и что в нём лежало. Если вам ответят правильно, тогда отдавайте чемодан. А так ведь вам кто-нибудь скажет: «Мой чемодан», и заберёт, а это и не его вовсе. Всякие люди бывают! — Верно!— говорит Мишка.— А мы и не сообразили! Тётенька ушла. — Вот видишь,— говорит Мишка,— сразу подействовало! Не успели мы записки наклеить, а люди уже приходят. Ничего, может быть, и Дружок найдётся! Мы спрятали чемодан под кровать, но в этот день к нам больше никто не пришёл. Зато на другой день у нас перебывало много народу. Мы с Мишкой даже удивлялись, как много людей теряют свои чемоданы и разные другие вещи. Один гражданин забыл чемодан в трамвае и тоже пришёл к нам, другой забыл в автобусе ящик с гвоздями, у третьего в прошлом году пропал сундук — все шли к нам, как будто у нас было бюро находок. С каждым днём приходило всё больше и больше народу. — Удивляюсь! — говорил Мишка. — Приходят только те, у которых пропал чемодан или хотя бы сундук, а те, которые нашли чемодан, преспокойно сидят дома. — А чего им беспокоиться? Кто потерял, тот ищет, а кто нашёл, чего ему ещё ходить? — Могли бы хоть письмо написать, — говорит Мишка.— Мы бы сами пришли. * * * Один раз мы с Мишкой сидели дома. Вдруг кто-то постучал в дверь. Мишка побежал отворять. Оказалось, почтальон. Мишка радостный вбежал в комнату с письмом в руках. — Может быть, это про нашего Дружка! — сказал он и стал разбирать на конверте адрес, который был написан неразборчивыми каракулями. Весь конверт был усеян штемпелями и наклейками с надписями. — Это не нам письмо, — сказал наконец Мишка.— Это маме. Какой-то шибко грамотный человек писал. В одном слове две ошибки сделал: вместо «Песчаная» улица написал «Печная». Видно, письмо долго по городу ходило, пока куда надо дошло… Мама!— закричал Мишка.— Тебе письмо от какого-то грамотея! — Что это за грамотей? — А вот почитай письмо. Мама разорвала конверт и стала читать вполголоса: — «Милая мамочка! Разреши мне держать щеночка маленького. Он очень красивый, весь рыжий, а ухо чёрное, и я его очень люблю…» Что это? — говорит мама.— Это ведь ты писал! Я засмеялся и посмотрел на Мишку. А он покраснел как варёный рак и убежал. * * * Мы с Мишкой потеряли надежду отыскать Дружка, но Мишка часто вспоминал о нём: — Где он теперь? Какой у него хозяин? Может быть, он злой человек и обижает Дружка? А может быть, Дружок так и остался в чемодане и погиб там от голода? Пусть бы мне не вернули его, а только хоть бы сказали, что он живой и что ему хорошо! Скоро каникулы кончились, и пришла пора идти в школу. Мы были рады, потому что очень любили учиться и уже соскучились по школе. В этот день мы встали рано-рано, оделись во всё новое и чистое. Я пошёл к Мишке, чтоб разбудить его, и встретился с ним на лестнице. Он как раз шёл ко мне, чтобы разбудить меня. Мы думали, что в этом году с нами будет заниматься Вера Александровна, которая учила нас в прошлом году, но оказалось, что у нас теперь будет совсем новая учительница, Надежда Викторовна, так как Вера Александровна перешла в другую школу. Надежда Викторовна дала нам расписание уроков, сказала, какие учебники будут нужны, и стала вызывать нас всех по журналу, чтоб познакомиться с нами. А потом спросила: — Ребята, вы учили в прошлом году стихотворение Пушкина «Зима»? — Учили! — загудели все хором. — Кто помнит это стихотворение? Все ребята молчали. Я шепчу Мишке: — Ты ведь помнишь? — Помню. — Так поднимай руку! Мишка поднял руку. — Ну, выходи на середину и читай,— сказала учительница. Мишка подошёл к столу и начал читать с выражением: Зима!.. Крестьянин, торжествуя, На дровнях обновляет путь; Его лошадка, снег почуя, Плетётся рысью как-нибудь… Он читал всё дальше и дальше, а учительница сначала смотрела на него пристально, потом наморщила лоб, будто вспоминала что-то, потом вдруг протянула к Мишке руку и говорит: — Постой, постой! Я вспомнила: ты ведь тот мальчик, который ехал в поезде и всю дорогу читал стихи? Верно? Мишка сконфузился и говорит: — Верно. — Ну, садись, а после уроков зайдёшь ко мне в учительскую. — А стихи не надо кончать? — спросил Мишка. — Не надо. Я и так вижу, что ты знаешь. Мишка сел и принялся толкать меня под партой ногой: — Это она! Та тётенька, которая с нами в поезде ехала. Ещё с нею была девчонка Леночка и дяденька, который сердился. Дядя Федя, помнишь? — Помню,— говорю.— Я её тоже узнал, как только ты стихи стал читать. — Ну, что теперь будет? — беспокоился Мишка.— Зачем она меня в учительскую вызвала? Наверно, достанется нам за то, что мы тогда шумели в поезде! Мы с Мишкой так волновались, что не заметили даже, как занятия кончились. Последними вышли из класса, и Мишка пошёл в учительскую. Я остался ждать его в коридоре. Наконец он оттуда вышел. — Ну, что тебе учительница сказала? — спрашиваю я. — Оказывается, мы её чемодан взяли, то есть не её, а того дяденьки. Но это всё равно. Она спросила, не взяли ли мы по ошибке чужой чемодан. Я сказал, что взяли. Она стала расспрашивать, что в этом чемодане было, и узнала, что это их чемодан. Она велела сегодня же принести ей чемодан и дала адрес. Мишка показал мне бумажку, на которой был записан адрес. Мы поскорей пошли домой, взяли чемодан и отправились по адресу. Нам открыла дверь Леночка, которую мы видели в поезде. — Вам кого? — спросила она. А мы забыли, как звать учительницу. — Постойте, — говорит Мишка. — Вот тут на бумажке записано… Надежду Викторовну. Леночка говорит: — Вы, наверно, чемодан принесли? — Принесли. — Ну, заходите. Она привела нас в комнату и закричала: — Тётя Надя! Дядя Федя! Мальчики чемодан принесли! Надежда Викторовна и дядя Федя вошли в комнату. Дядя Федя открыл чемодан, увидел свои очки и сразу надел их на нос. — Вот они, мои любимые старые очки! — обрадовался он.— Как хорошо, что они нашлись! А то я к новым очкам никак не могу привыкнуть. Мишка говорит: — Мы ничего не трогали. Всё ждали, когда хозяин отыщется. Мы даже везде объявления наклеили, что нашли чемодан. — Ну вот!— сказал дядя Федя.— А я никогда не читаю объявлений на стенах. Ну ничего, в следующий раз буду умнее — всегда буду читать. Леночка куда-то ушла, а потом вернулась в комнату, а за ней бежал щенок. Он был весь рыжий, только одно ухо у него было чёрное. — Смотри! — прошептал Мишка. Щенок насторожился, приподнял своё ухо и поглядел на нас. — Дружок! — закричали мы. Дружок завизжал от радости, кинулся к нам, принялся прыгать и лаять. Мишка схватил его на руки: — Дружок! Верный мой пёс! Значит, ты не забыл нас? Дружок лизал ему щёки, а Мишка целовал его прямо в морду. Леночка смеялась, хлопала в ладоши и кричала: — Мы его в чемодане с поезда принесли! Мы по ошибке ваш чемодан взяли. Это всё дядечка Федечка виноват! — Да,— сказал дядя Федя,— это моя вина. Я первый взял ваш чемодан, а потом уж вы мой взяли. Они отдали нам чемодан, в котором Дружок ехал в поезде. Леночка, видно, очень не хотела расставаться с Дружком. На глазах у неё даже слёзы были. Мишка сказал, что на следующий год у Дианки снова будут щенки, тогда мы выберем самого красивого и привезём ей. — Обязательно привезите,— сказала Леночка. Мы попрощались и вышли на улицу. Дружок сидел на руках у Мишки, вертел во все стороны головой, и глаза у него были такие, будто он всему удивлялся. Наверно, Леночка всё время держала его дома и ничего ему не показывала. Когда мы подошли к дому, у нас на крыльце сидели две тётки и дядька. Они, оказывается, нас ждали. — Вы, наверно, за чемоданом пришли?— спросили мы их. — Да,— сказали они.— Это вы те ребята, которые чемодан нашли? — Да, это мы,— говорим мы.— Только никакого чемодана у нас теперь нет. Уже нашёлся хозяин, и мы отдали. — Так вы бы поснимали свои записки, а то только людей смущаете. Приходится из-за вас даром время терять! Они поворчали и разошлись. А мы с Мишкой в тот же день обошли все места, где наклеили записки, и ободрали их. Вы читали онлайн рассказ Николая Н Носова: Дружок: текст из книги. Все произведения (рассказы Носова для детей, сказки) полностью вы можете читать, по содержанию справа. Носов всегда пишет для детей, школьников и о детях. Но читают его и взрослые всех возрастов. Он в совершенстве постиг психологию «мальчика». Уже не дитя, но ещё и не юноша. А именно мальчик. И всё это интереснее, увлекательнее, чем во многих книгах о взрослых. Тридцать лет своего писательского труда отдал Николай Николаевич Носов детской литературе. Носов - умный, вдумчивый писатель с юмором, автор поистине классических книг, сказок, рассказов, каждый из которых блестит, как яркая жемчужина, в ларце нашей детской литературы. Классика детской литературы из коллекции произведений для чтения (смешные рассказы, сказки, юмор) лучших, известных писателей для детей и школы: автор: Носов Николай Николаевич. haharms.ru |
главная
НОСОВ рассказы: Мишкина каша Дружок Телефон Бенгальские огни Тук-тук-тук Огородники Приключения Толи Клюквина Про Гену Клякса Федина задача Находчивость Наш каток Замазка Фантазёры Живая шляпа На горке Саша Ступеньки Метро Огурцы Прятки Карасик Автомобиль Затейники Заплатка Леденец Шурик у дедушки Про репку Милиционер И я помогаю Три охотника Когда мы смеемся Винтик, Шпунтик и пылесос Бобик в гостях у Барбоса Под одной крышей . . ДЕНИСКИНЫ рассказы 1 ДЕНИСКИНЫ рассказы 2 ДРАГУНСКИЙ рассказы 3 ЗОЩЕНКО для детей Повесть о Насреддине рассказы школьникам рассказы для детей ЧЁРНЫЙ для детей ХАРМС стихи детям ХАРМС рассказы детям |