Кондуит и Швамбрания: кратко и полностью |
|
|
Лев Кассиль - читать - Кондуит и Швамбрания Кондуит и Швамбрания: герои и краткое содержание Главные герои: Повествование ведётся от имени Автора (старшего брата), Оська - младший брат, Аннушка (служанка), Марфуша (слуга), двоюродный брат Митя, отец, мать, Земский директор (кличка Рыбий глаз), Цап-Царапыч, инспектор, Афонский Рекрут, Фараон, Иосиф, Атлантида, Биндюг, Аркаша (сын кухарки), учитель латинского Тараканус или Длинношеее, учитель истории «э-мюэ», учительница французского, комиссар Чубарьков, три тётки, военный Ла-Базри-Де-Базан (маркиз), Кириков (алхимик), Дина (двоюродная сестра). Содержание: В повести Кондуит и Швамбрания рассказывается про двух братьев, которые жили в городе Покровске со своей семьей. Вместе с ними - служанка Анна и Марфуша и двоюродный брат Митя. Рассказ ведется от имени старшего брата. Младшего брата звали Оськой. Как - то раз братья играли в шахматы отца и случайно потеряли одну фигурку. За что отец поставил их в угол. После наказания мальчики создали вымышленное царство под названием Швамбрания. Царство сражалось с другими государствами и выигрывала в бою. В свободное время отец возил мальчиков на рыбалку. Оська всегда старался поймать крупную рыбу. К концу лета к ним приехал Митя. Митю исключили из гимназии за плохое высказывание против начальства. В Покровске устраивался бал – маскарад. На бал пригласили братьев вместе с Митей. На балу Митя хотел насолить директору Земскому. Митя вместе с собой привел Марфушу. Марфуша участвовала в конкурсе и выиграла золотые часы. Земской захотел с ней познакомиться, но Митя сказал, что она работает служанкой в их доме. После бала Митя прибил письмо вместе с болтом перед домом Земского. За такие проделки родители наказали Митю. Оська с братом поступили в лучшую гимназию. Летнее время закончилось, и мальчиков побрили на лысо. Гимназия применяла жесткие правила и наказания своим учащимся. За любой проступок ученики оказывались в кондуите. Кондуит представлял собой книгу, куда заносились все шалости и выходки учеников. Все ученики носили форму голубого оттенка. Наказывал за проступки только директор. Кроме мальчиков все гимназисты потихоньку делали мелкие шалости. Во время дворовых проделок герой познакомился с девочкой Таисией. Он при разговоре рассказал ей про Швамбранию. Так прошло полгода, и наступил Новый год. К мальчикам в гости пришли одноклассники, и они весело провели Новый год. На тот момент родители ушли в гости. Мальчики собрали клан бойскаутов и начали помогать всем старикам. Время кондуита закончилось, и все учащиеся сожгли книгу. По наступлению лета мальчики поехали в деревню Красниковка. В сентябре произошли изменения в гимназии. Гимназию объединили с женской частью. Мальчики выбрали себе девочек в класс. На обед всем ученикам подавали чай с рафинадом. Рафинад на тот момент было трудно приобрести. Чуть позже братья придумывали новые действия в республике Швамбрания. У Оськи охранники спрашивали про Швамбранию. Оська верил в подлинность существования государства. Родители и сыновья перебрались в другой город и их страна Швамбрания разрушалась. Оська по – прежнему все путал. Старший брат написал книгу про Швамбранию. А Покровск чуть позже переименовали в Энгельс. Об этом - повесть Льва Кассиля (1905–1970) "Кондуит и Швамбрания", любимое произведение нескольких поколений читателей. Кассиль: Кондуит и Швамбрания: ещё краткое содержание В повести описывается жизнь двух братьев Лёльки и Оськи, в маленьком городе Покровске. Мальчики из интеллигентной семьи, где мама учительница музыки, а папа доктор. Показано то, как они жили до и после революции. Читатели познакомятся с кондуитом - это журнал, в котором ведутся записи проделок учащихся в гимназии, а Швамбрания - это вымышленная страна – мечта Лёльки и Оськи. Книга бесподобна, читается довольно легко, порою смешная, но в то же время даёт возможность о многом задуматься в серьёз. Так, отбывая за наказание в тёмном углу, ибо потеряли у отца шахматные фигурки, Лёлька и Оська решают придумать свою новую игру и называют её красиво - страна Швамбрания. Они начертили её на самодельной карте, и с виду она была похожа на человеческий зуб. Это станет их собственной землёй, где будут: прекрасные горы, великолепные дворцы, пышные пальмы и, конечно же, море. На карте мальчишки укажут даже надписи для лоцманов тех кораблей, которые будут проплывать мимо, где по течению, а где против течения им плыть. Так у них появиться их собственное, справедливое государство, о котором никто не будет знать, в том числе и взрослые. И с тех самых пор они с азартом проводят время, придумывая для «материка Большого Зуба» точную карту, действующих лиц и проводя великие сражения. Хранить все их тайны Швамбрании станет «шахматная Королева», спрятанная в тайной шкатулке. Много интересного царило в их стране. Царили в ней свои законы, а жители воевали с такими же выдуманными странами. Все свои заветные мечты и фантазии воплотили мальчишки в этой игре. Как то на новогоднее празднование к ним погостить приезжает их родственник Митя, чтобы с ними пообщаться. Молодого человека не так давно выгнали из гимназии, за неуважение к Церкви. В Коммерческом собрании Покровска проводят каждый год бал в виде маскарада, куда приходит все высшие чины. Митя, решает отомстить за то, что его выгнали, и разрабатывает в голове свой оригинальный план. Он помогает нарядиться смазливой служанке Марфуше в завораживающий костюм в виде конверта, на который, для отделки девушка тратит все свои накопленные марки. Она поражает всех своей красотой и получает главный приз – золотые часы. Земский же начальник, заинтересованный появлением великолепной незнакомки, старается выяснить, кто она такая, а узнав правду – яростно злится. И вот уже на следующий год Лёлька идёт учиться в гимназию, его обривают наголо. В учебном заведении правят свои устои, всех воспитанников ждут довольно суровые будни и нудная зубрежка. Приятным в гимназии было то, что он там познакомился с мальчишками, со многими из которых стал друзьями. За любое неповиновение, гимназистов заносят в определённый журнал – кондуит (или Голубиную книгу), после чего их обязательно ждёт наказание. Заключается оно в том, что им нельзя посещать развлекательные заведения города. И в первый же день, заходя с мамой в кафе, Лёлька попадает в кондуит, так как оно тоже считалось увеселительным заведением. Так же попасть в этот журнал можно было и за появление в городе после семи часов вечера, за расстёгнутую шинель и за поход в кино. Но после того как у ребят забирают последнее место для отдыха - Народный сад, они хотят за это отомстить. В это время в Покровске появляется новая мода на электрические звонки, которые крепятся на входную дверь. Гимназисты договариваются и обрезают их во всём городе. Их сговор, конечно же, раскрывают, но у школьников, получается, избежать наказания, так как в хулиганстве участвовали дети начальства. Непонимание между учителями и учащимися продолжается дальше. Пожалуй, единственным, кого слушались и уважали гимназисты, был инспектор Ромашов, который старался воспитывать подрастающее поколение нудными внушениями, без каких либо угроз. После его нравоучений у многих исчезало желание хулиганить. В такую привычную жизнь небольшого городка, вдруг, как гром среди ясного неба приходит первая мировая война, а после за ней наступит и революция. Практически везде люди проводят собрания и митингуют, ломают магазины богачей. Гимназию соединили с женской школой и училищем. В городе появляется эпидемия тифа, голод и разруха. Проходит время и вот жители встречают раненых, которые возвращались с фронта. Потом в России наступила революция, и царь отрекается от престола. После всего этого весь маленький мирок города изменился. Лёлька первым узнал эту новость. Им позвонил один из родственников и сказал, что царя свергли в связи с революцией. В гимназии так же увольняют директора и отменяют оценки, образование становиться доступно всем. Учащиеся торжественно сжигают на костре кондуит. Семье Лёльки и Оси пришлось переехать, так как их переселили в более маленький дом, где к ним заселили военного. После к ним присоединяются и их родственники. Ребята быстро находят общий язык с комиссаром и вместе со всем классом стараются заниматься алгеброй, устраивают соревнования по математике. Но, несмотря на довольно трудные времена, все интересуются театром и играют в любительских спектаклях. Через какое-то время, отца у мальчишек забирают на фронт врачом. Стараясь хоть как то уйти от тяжелой действительности, Лёлька с Оськой продолжают играть в Швамбранию, в старом заброшенном доме. В один из таких дней их игру подслушает бывший учитель. Высмеяв мальчишек, он называет свой самогон «Эликсиром Швамбрания». После этого, ребята решают торжественно похоронить любимую игру. А после просят разобрать на дрова для библиотеки этот дом, да и самим ребятам уже начала надоедать страна грёз. Так завершается детство Лёльки и Оськи и начинается совершенно другая, новая жизнь. Вскоре они встретят отца с фронта больного тифом и исхудавшего. Навсегда попрощаться с вымышленной страной, Лёльке и Оське было жаль, ведь именно благодаря тому, что она у них была, они выросли настоящими мужчинами, именно Швамбрания в самые трудные времена помогала сберечь лучшие человеческие качества и применить их во взрослой жизни. В повести рассказывается о том, как значимые события в истории страны отражаются на детях и как стойко многие из них переносят все тяготы судьбы, помогая взрослым. Вы можете использовать краткое содержание книги Лев Абрамович Кассиль для читательского дневника, сочинения, или выбрать несколько предложений из этого рассказа. Кондуит и Швамбрания (текст полностью) Книга первая. Кондуит Страна вулканического происхождения Открытие Вечером 11 октября 1492 года Христофор Колумб, на 68-й день своего плавания, заметил вдали какой-то движущийся свет. Колумб пошел на огонек и открыл Америку. Вечером 8 февраля 1914 года мы с братом отбывали наказание в углу. На 12-й минуте братишку, как младшего, помиловали, но он отказался покинуть меня, пока мой срок не истечет, и остался в углу. Несколько минут затем мы вдумчиво и осязательно исследовали недра своих носов. На 4-й минуте, когда носы были исчерпаны, мы открыли Швамбранию. Пропавшая королева, или тайна ракушечного грота Все началось с того, что пропала королева. Она исчезла среди бела дня, и день померк. Самое ужасное заключалось в том, что это была папина королева. Папа увлекался шахматами, а королева, как известно, весьма полномочная фигура на шахматной доске. Исчезнувшая королева входила в новенький набор, только что сделанный токарем по специальному папиному заказу. Папа очень дорожил новыми шахматами. Нам строго запрещалось трогать шахматы, но удержаться было чрезвычайно трудно. Точеные лакированные фигурки предоставляли неограниченные возможности использования их для самых разнообразных и заманчивых игр. Пешки, например, могли отлично нести обязанности солдатиков и кеглей. У фигур была скользящая походка полотеров: к их круглым подошвам были приклеены суконочки. Туры могли сойти за рюмки, король – за самовар или генерала. Шишаки офицеров походили на электрические лампочки. Пару вороных и пару белых коней можно было запрячь в картонные пролетки и устроить биржу извозчиков или карусель. Особенно же были удобны обе королевы: блондинка и брюнетка. Каждая королева могла работать за елку, извозчика, китайскую пагоду, за цветочный горшок на подставке и за архиерея… Нет, никак нельзя было удержаться, чтобы не трогать шахмат! В тот исторический день белая королева-извозчик подрядилась везти на черном коне черную королеву-архиерея к черному королю-генералу. Они поехали. Черный король-генерал очень хорошо угостил королеву-архиерея. Он поставил на стол белый самовар-король, велел пешкам натереть клетчатый паркет и зажег электрических офицеров. Король и королева выпили по две полные туры. Когда самовар-король остыл, а игра наскучила, мы собрали фигуры и уже хотели их уложить на место, как вдруг – о ужас! – мы заметили исчезновение черной королевы… Мы едва не протерли коленки, ползая по полу, заглядывая под стулья, столы, шкафы. Все было напрасно. Королева, дрянь точеная, исчезла бесследно! Пришлось сообщить маме. Она подняла на ноги весь дом. Однако и общие поиски ни к чему не привели. На наши стриженые головы надвигалась неотвратимая гроза. И вот приехал папа. Да, это была непогодка! Какая там гроза! Вихрь, ураган, циклон, самум, смерч, тайфун обрушился на нас! Папа бушевал. Он назвал нас варварами и вандалами. Он сказал, что даже медведя можно научить ценить вещи и бережно обращаться с ними. Он кричал, что в нас заложен разбойничий инстинкт разрушения и он не потерпит этого инстинкта и вандализма. – Марш оба в «аптечку» – в угол! – закричал в довершение всего отец. – Вандалы!!! Мы поглядели друг на друга и дружно заревели. – Если бы я знал, что у меня такой папа будет, – ревел Оська, – ни за что бы в жизни не родился! Мама тоже часто заморгала глазами и готова была «капнуть». Но это не смягчило папу. И мы побрели в «аптечку». «Аптечкой» у нас почему-то называлась полутемная проходная комната около уборной и кухни. На маленьком оконце стояли пыльные склянки и бутылки. Вероятно, это и породило кличку. В одном из углов «аптечки» была маленькая скамеечка, известная под названием «скамьи подсудимых». Дело в том, что папа-доктор считал стояние детей в углу негигиеничным и не ставил нас в угол, а сажал. Мы сидели на позорной скамье. В «аптечке» синели тюремные сумерки. Оська сказал: – Это он про цирк ругался… что там медведь с вещами обращается? Да? – Да. – А вандалы тоже в цирке? – Вандалы – это разбойники, – мрачно пояснил я. – Я так и догадался, – обрадовался Оська, – на них набуты кандáлы. В кухонной двери показалась голова кухарки Аннушки. – Что ж это такое? – негодующе всплеснула руками Аннушка. – Из-за бариновой бирюльки дитёв в угол содят… Ах вы, грешники мои! Принести, что ль, кошку поиграться? – А ну ее, твою кошку! – буркнул я, и уже погасшая обида вспыхнула с новой силой. Сумерки сгущались. Несчастливый день заканчивался. Земля поворачивалась спиной к Солнцу, и мир тоже повернулся к нам самой обидной стороной. Из своего позорного угла мы обозревали несправедливый мир. Мир был очень велик, как учила география, но места для детей в нем не было уделено. Всеми пятью частями света владели взрослые. Они распоряжались историей, скакали верхом, охотились, командовали кораблями, курили, мастерили настоящие вещи, воевали, любили, спасали, похищали, играли в шахматы… А дети стояли в углах. Взрослые забыли, наверно, свои детские игры и книжки, которыми они зачитывались, когда были маленькими. Должно быть, забыли! Иначе они бы позволяли нам дружить со всеми на улице, лазить по крышам, бултыхаться в лужах и видеть кипяток в шахматном короле… Так думали мы оба, сидя в углу. – Давай убегём! – предложил Оська. – Как припустимся! – Беги, пожалуйста, кто тебя держит?.. Только куда? – резонно возразил я. – Все равно всюду большие, а ты маленький. И вдруг ослепительная идея ударила мне в голову. Она пронизала сумрак «аптечки», как молния, и я не удивился, услышав последовавший вскоре гром (потом оказалось, что это Аннушка на кухне уронила противень). Не надо было никуда бежать, не надо было искать обетованную землю. Она была здесь, около нас. Ее надо было только выдумать. Я уже видел ее в темноте. Вон там, где дверь в уборную, – пальмы, корабли, дворцы, горы… Карта мира до путешествия Колумба. Америки на ней нет Карта мира до нашего открытия. Швамбрании на ней нет… – Оська, земля! – воскликнул я задыхаясь. – Земля! Новая игра на всю жизнь! Оська прежде всего обеспечил себе будущее. – Чур, я буду дудеть… и машинистом! – сказал Оська. – А во что играть? – В страну!.. Мы теперь каждый день будем жить не только дома, а еще как будто в такой стране… в нашем государстве. Левое вперед! Даю подходный. – Есть левое вперед! – отвечал Оська. – Ду-у-у-у-у!! – Тихай! – командовал я. – Трави носовую! Выпускай пары! – Ш-ш-ш… – шипел Оська, давая тихий ход, травя носовую и выпуская пары. И мы сошли со скамейки на берег новой страны. – А как она будет называться? Любимой книгой нашей была в то время «Греческие мифы» Шваба. Мы решили назвать свою страну «Швабранией». Но это напоминало швабру, которой моют полы. Тогда мы вставили для благозвучия букву «м», и страна наша стала называться Швамбрания, а мы – швамбранами. Все это должно было сохраняться в строжайшей тайне. Мама скоро освободила нас из заточения. Она и не подозревала, что имеет дело с двумя подданными великой страны Швамбрании. А через неделю нашлась королева. Кошка закатила ее в щель под сундуком. Токарь к этому времени выточил для папы нового ферзя, поэтому королева досталась нам в полное владение. Мы решили сделать ее хранительницей швамбранской тайны. У мамы в спальне, на столе, за зеркалом, стоял красивый, всеми забытый грот, сделанный из ракушек. Маленькие решетчатые медные дверцы закрывали вход в уютную пещерочку. Она пустовала. Туда мы решили замуровать королеву. На бумажке мы выписали три буквы: «В. Т. Ш.» (Великая Тайна Швамбрании). Слегка отодрав суконку от королевской подставки, мы засунули туда бумажку, посадили королеву в грот и сургучом запечатали дверцы. Королева была обречена на вечное заточение. О ее дальнейшей судьбе я расскажу потом. Запоздавшее предисловие Швамбрания была землей вулканического происхождения. Раскаленные силы бушуют внутри нашей планеты, объясняли нам учебники. Их стискивает отвердевшая оболочка Земли. Часто они распирают земную кору, и тогда из океанских пучин выпячивается на свет новая земля. Швамбрания была землей вулканического происхождения. Раскаленные зреющие силы бушевали в нас. Их стискивал отвердевший, закостенелый уклад старой семьи и общества. Мы хотели много знать и еще больше уметь. Но начальство разрешало нам знать лишь то, что было в гимназических учебниках и вздорных легендах, а уметь мы совсем ничего не умели. Этому нас еще не научили. Мы хотели участвовать в жизни наравне со взрослыми – нам предлагали играть в солдатики, иначе вмешивались родители, учитель или городовой. Много людей жило в слободе, ходило по улицам, толкалось во дворе. Но мы могли общаться лишь с теми, кто был угоден нашим воспитателям. Мы играли с братишкой в Швамбранию несколько лет подряд. Мы привыкли к ней, как ко второму отечеству. Это была могущественная держава. Только революция – суровый педагог и лучший наставник – помогла нам вдребезги разнести старые привязанности, и мы покинули мишурное пепелище Швамбрании. У меня сохранились «швамбранские письма», географические карты, военные планы Швамбрании, рисунки ее флагов и гербов. По этим материалам, по воспоминаниям и написана повесть. В ней, между прочим, рассказывается история Швамбрании, описываются путешествия швамбран, наши приключения в этой стране и многое другое… География Можно убедиться, что земля поката, – сядь на собственные ягодицы и катись! Маяковский Как и всякая страна, Швамбрания должна была иметь географию, климат, флору, фауну и население. Первую карту Швамбрании начертил Оська. Он срисовал с какой-то зубоврачебной рекламы большой зуб с тремя корнями. Зуб был похож на тюльпан, на корону Нибелунгов и на букву «Ш» – заглавную букву Швамбрании. Было заманчиво усмотреть в этом особый смысл, и мы усмотрели: то был зуб швамбранской мудрости. Швамбрании были приданы очертания зуба. По океану были разбросаны острова и кляксы. Около клякс имелась честная надпись: «Остров ни считается, это клякса ничаянно». Вокруг зуба простирался «Акиан». Ося провел по глади океана бурные зигзаги и засвидетельствовал, что это «волны»… Затем на карте было изображено «морье», на котором одна стрелка указывала: «по тичению», а другая заявляла: «а так против». Был еще «пляж», вытянувшаяся стрункой река Хальма, столица Швамбраэна, города Аргонск и Драндзонск, бухта Заграница, «тот берег», пристань, горы и, наконец, «место, где земля закругляется». Карта Швамбрании в эру Пилигвинских и Бальвонских войн Кривизна нашей подножной планеты очень беспокоила Оську. Он сам стремился безоговорочно убедиться в ее круглости. Хорошо еще, что мы не были знакомы в то время с Маяковским, иначе погибли бы Оськины штанишки, ибо, разумеется, он проверил бы покатость земли собственным сиденьем… Но Ося нашел другие способы доказательств. Перед тем как закончить карту Швамбрании, он со значительным видом повел меня за ворота нашего двора. Около амбаров еле заметно возвышались над площадью остатки какой-то круглой насыпи – не то земляного постамента для часовни, не то клумбы. Время почти сровняло эту жалкую горбушку. Оська, сияя, подвел меня к ней и величественно указал пальцем. – Вот, – изрек Оська, – вот место, где земля закругляется. Я не посмел возразить: возможно, что земля закруглялась именно здесь. Но, чтоб не спасовать перед младшим братом, я сказал: – Это что! Вот в Саратове, я видел, есть одно место – там еще не так закругляется. Необычайно симметричной получилась на карте наша Швамбрания. Строгим очертаниям швамбранского материка мог бы позавидовать любой орнамент. На западе – горы, город и море. На востоке – горы, город и море. Налево – залив, направо – залив. Эта симметрия осуществляла ту высокую справедливость, на которой зиждилось Швамбранское государство и которая лежала в основе нашей игры. В отличие от книг, где добро торжествовало, а зло попиралось лишь в последних главах, в Швамбрании герои были вознаграждены, а негодяи уничтожены с самого начала. Швамбрания была страной сладчайшего благополучия и пышного совершенства. Ее география знала лишь плавные линии. Симметрия – это равновесие линий, линейная справедливость. Швамбрания была страной высокой справедливости. Все блага, даже географические, были распределены симметрично. Налево – залив, направо – залив. На западе – Драндзонск, на востоке – Аргонск. У тебя – рубль, у меня – целковый. Справедливость. Вы читали онлайн главу из книги Льва Абрамович Кассиля: Кондуит и Швамбрания: краткое содержание и текст полностью. Всё произведение Кондуит и Швамбрания: вы можете читать, по содержанию справа. Классика детской литературы из коллекции произведений, повестей, рассказов для детей и школы разных классов: автор: Лев Абрамович Кассиль. haharms.ru |
главная
Кондуит и Швамбрания 1 Кондуит и Швамбрания 2 Кондуит и Швамбрания 3 Кондуит и Швамбрания 4 Кондуит и Швамбрания 5 Кондуит и Швамбрания 6 Кондуит и Швамбрания 7 Кондуит и Швамбрания 8 Кондуит и Швамбрания 9 Кондуит и Швамбрания 10 Кондуит и Швамбрания 11 Кондуит и Швамбрания 12 Кондуит и Швамбрания 13 Кондуит и Швамбрания 14 Кондуит и Швамбрания 15 Кондуит и Швамбрания 16 Кондуит и Швамбрания 17 Кондуит и Швамбрания 18 Кондуит и Швамбрания 19 Кондуит и Швамбрания 20 Кондуит и Швамбрания 21 Кондуит и Швамбрания 22 Кондуит и Швамбрания 23 Кондуит и Швамбрания 24 . . ДЕНИСКИНЫ рассказы 1 ДЕНИСКИНЫ рассказы 2 ДРАГУНСКИЙ рассказы 3 Повесть о Ходже Насреддине НОСОВ рассказы Приключения Незнайки Незнайка в Солнечном городе Незнайка на Луне Витя Малеев в школе и дома Весёлая семейка ЗОЩЕНКО для детей ХАРМС стихи детям ХАРМС рассказы детям рассказы школьникам рассказы для детей С.ЧЁРНЫЙ для детей |