ГЛАВНАЯ рассказы 1 рассказы 2 рассказы 3 рассказы 4 рассказы 5 рассказы 6 рассказы 7 рассказы 8 рассказы 9 рассказы 10 рассказы 11 рассказы 12 рассказы 13 рассказы 14 рассказы 15 рассказы 16 рассказы 17 рассказы 18 рассказы 19 рассказы 20 |
Рассказы Надежды ТэффиСчастливаяДа, один раз я была счастлива. Я давно определила, что такое счастье, очень давно – в шесть лет. А когда оно пришло ко мне, я его не сразу узнала. Но вспомнила, какое оно должно быть, и тогда поняла, что я счастлива. Я помню: Мне шесть лет. Моей сестре – четыре. Мы долго бегали после обеда вдоль длинного зала, догоняли друг друга, визжали и падали. Теперь мы устали и притихли. Стоим рядом, смотрим в окно на мутно-весеннюю сумеречную улицу. Сумерки весенние всегда тревожны и всегда печальны. И мы молчим. Слушаем, как дрожат хрусталики канделябров от проезжающих по улице телег. Если бы мы были большие, мы бы думали о людской злобе, об обидах, о нашей любви, которую оскорбили, и о той любви, которую мы оскорбили сами, и о счастье, которого нет. Но мы – дети, и мы ничего не знаем. Мы только молчим. Нам жутко обернуться. Нам кажется, что зал уже совсем потемнел и потемнел весь этот большой, гулкий дом, в котором мы живем. Отчего он такой тихий сейчас? Может быть, все ушли из него и забыли нас, маленьких девочек, прижавшихся к окну в темной огромной комнате? Около своего плеча вижу испуганный, круглый глаз сестры. Она смотрит на меня: заплакать ей или нет? И тут я вспоминаю мое сегодняшнее дневное впечатление, такое яркое, такое красивое, что забываю сразу и темный дом, и тускло-тоскливую улицу. – Лена! – говорю я громко и весело. – Лена! Я сегодня видела конку! Я не могу рассказать ей все о том безмерно радостном впечатлении, какое произвела на меня конка. Лошади были белые и бежали скоро-скоро; сам вагон был красный или желтый, красивый, народа в нем сидело много, все чужие, так что могли друг с другом познакомиться и даже поиграть в какую-нибудь тихую игру. А сзади, на подножке, стоял кондуктор, весь в золоте, – а может быть, и не весь, а только немножко, на пуговицах, – и трубил в золотую трубу: – ррам-рра-ра! Само солнце звенело в этой трубе и вылетало из нее златозвонкими брызгами. Как расскажешь это все! Можно сказать только: – Лена! Я видела конку! Да и не надо ничего больше. По моему голосу, по моему лицу она поняла всю беспредельную красоту этого видения. И неужели каждый может вскочить в эту колесницу радости и понестись под звоны солнечной трубы? Ррам-рра-ра! Нет, не всякий. Фрейлейн говорит, что нужно за это платить. Оттого нас там и не возят. Нас запирают в скучную, затхлую карету с дребезжащим окном, пахнущую сафьяном и пачулями, и не позволяют даже прижимать нос к стеклу. Но когда мы будем большими и богатыми, мы будем ездить только на конке. Мы будем, будем, будем счастливыми! Я зашла далеко, на окраину города. И дело, по которому я пришла, не выгорело, и жара истомила меня. Кругом глухо, ни одного извозчика. Но вот, дребезжа всем своим существом, подкатила одноклячная конка. Лошадь, белая, тощая, гремела костями и щелкала болтающимися постромками о свою сухую кожу. Зловеще моталась длинная белая морда. "Измывайтесь, измывайтесь, а вот как сдохну на повороте – все равно вылезете на улицу". Безнадежно-унылый кондуктор подождал, пока я влезу, и безнадежно протрубил в медный рожок: ррам-рра-ра! И больно было в голове от этого резкого медного крика и от палящего солнца, ударявшего злым лучом по завитку трубы. Внутри вагона было душно, пахло раскаленным утюгом. Какая-то темная личность в фуражке с кокардой долго смотрела на меня мутными глазами и вдруг, словно поняла что-то, осклабилась, подсела и сказала, дыша мне в лицо соленым огурцом: – Разрешите мне вам сопутствовать. Я встала и вышла на площадку. Конка остановилась, подождала встречного вагона и снова задребезжала. А на тротуаре стояла маленькая девочка и смотрела нам вслед круглыми голубыми глазами, удивленно и восторженно. И вдруг я вспомнила: "Мы будем ездить на конке. Мы будем, будем, будем счастливыми!" Ведь я, значит, счастливая! Я еду на конке и могу познакомиться со всеми пассажирами, и кондуктор трубит, и горит солнце на его рожке. Я счастлива! Я счастлива! Но где она, та маленькая девочка в большом темном зале, придумавшая для меня это счастье? Если бы я могла найти ее и рассказать ей, – она бы обрадовалась. Как страшно, что никогда не найду ее, что нет ее больше и никогда не будет ее, самой мне родной и близкой, – меня самой. А я живу… Пар В театре было темно. Освещена была только сцена, где шла репетиция. В партере маленькими группами темнелись актеры, ожидающие своей очереди. Они еле различали друг друга, говорили шепотом и ежились в своих надетых внакидку шубах. Гранд-кокет Арвидова щурила сонные глаза, зевала, переспрашивала – "гм?" и забывала отвечать. Она легла в девять часов утра, а в десять ее уже подняли. Под рукой Арвидовой, между ее локтем и муфтой, блестели и гасли две близко посаженные круглые пуговицы. – Ага, и Тяпка с вами? – спросил актер Мраков и погладил пальцем между круглыми пуговицами. Там оказалась мягкая шелковистая шерсть, и холодный, влажный носик ткнул актера в руку. – Тяпочка! Тяпочка! Репетировать пришла? – Невозможно ее дома оставлять, визжит без меня целый день и не ест ничего. – А уж вам жалко! Какое нежное сердце! Столько народу погубило, а собачонку жаль. – Боюсь, что околеет. – Ну и околеет, – невелика беда. Муки ада для нее не существуют. У нее вместо души пар. Пуфф! – и готово. – Лучше я ее продам, – деловито заметила Арвидова. – Это порода дорогая, чего же ей пропадать. Собачка забеспокоилась, тихо пискнула и спрятала голову за спиной актрисы. – Арвидова! На сцену! – зычно рявкнул помощник режиссера. Арвидова вскочила, запахнула шубку и пошла по мосткам, перекинутым через пустой оркестр. За ней, у самых ее ног, катился, чуть позвякивая крошечными бубенчиками, темный клубочек. – Вы входите, простирая руки к Жозефу. Ну! Арвидова вытянула руки и шагнула вперед. – Не так, не так! – остановил режиссер. – Ведь вы же умоляете его, – значит, больше движения, рвитесь вперед. Еще раз сначала. Арвидова вернулась на прежнее место, снова вытянула руки и сделала вперед два шага. Тихо позвякивая, собачка вернулась вместе с нею и вместе снова выбежала. – Лицо! Лицо! Оберните же лицо к тому, с кем вы говорите! Нельзя же смотреть в партер, когда вас сейчас любовник резать будет. Ну-с. – "Жозеф, я не виновата!" – загудела из суфлерской будки голова в вышитой ермолке. – "Жозеф, я не виновата!" – тоном обиженной институтки повторила Арвидова, и в тоске заметалась собачка у ее ног. Драма развертывалась. Сонная, ленивая героиня медленно поворачивала лицо, похожее на телячью котлету, которой фантазия повара придала форму красивого женского лица. – Шевелитесь, Арвидова, шевелитесь! Вы догадываетесь о ловушке. Сердитесь же, черт возьми! – "Я знаю, на что вы способны", – гудит суфлер. – "Я знаю, на что вы подобны". – "Способны". – "На что вы способны", – невозмутимо поправляется Арвидова и топает ногой. – "Я ненавижу вас!" "Ррр… – поднялась шерсть на спине Тяпки. – Ррр…" Она вся насторожилась и следила за каждым шагом своей госпожи. – "Что теперь будет со мной!" – воскликнула при помощи суфлера Арвидова и, бросившись в кресло, зарыдала. Тяпка вся задрожала и тихо, чуть слышно, повизгивала. Она плакала тоже. – Нет, не то! – остановил режиссер. – Разве так рыдают?! Вздрагивайте плечами. Вот так! Вот так! Вот так! Арвидова подняла свое сонное лицо, бросилась снова в кресло и снова зарыдала, и тихо, не переставая, визжала собачка. – "Довольно этих сцен!" – заорал, перекрикивая суфлера, что было довольно трудно, актер Затаканов и, бросившись к рыдавшей, стал бешено трясти ее за плечи. "Ррр!" – зарычала Тяпка. – "Ты убьешь меня!" – вскрикнула Арвидова. Тяпка, маленькая, всклокоченная, нелепая, как обезумевшая от ужаса коричневая шерстяная рукавица, бросилась с громким отчаянным визгом на Затаканова, подпрыгнула, упала и вдруг вцепилась крошечными своими зубками в башмак актера. Вошедший в роль Затаканов не прервал своей реплики и только лягнул ногой. Собачка отлетела далеко и, стукнувшись мордой о край суфлерской будки, пролежала несколько мгновений ошеломленная. Поднялась медленно, постояла, опустив голову. Между тем Арвидова уже поднялась во весь рост и, упав в объятия актера Затаканова, вопила: – "Так ты любишь меня, Жозеф! О счастье! Ты любишь!" И она обнимала Затаканова, и целовала его мимо уха, прямо в воздух, и смеялась не удававшимся ей счастливым смехом. Тяпка на минутку оторопела и вдруг поняла и, тихо взвизгнув, кинулась к обнимающейся парочке. Она, видимо, отшибла бок, потому что хромала обеими левыми лапами, но тем не менее прыгала вокруг и лаяла коротким счастливым лаем и так сильно виляла хвостом, что даже все тело у нее вихлялось из стороны в сторону. Своим безумным энтузиазмом, своей восторженной, бьющей через край радостью она дала все, чего не хватало главной героине, и так как участвовала в картине сама, то общее впечатление получилось то, какого требовал режиссер. – Ничего, – сказал он автору. – Можно не отнимать роли у Арвидовой, она с ней, пожалуй, справится. Последнюю сценку она провела даже с огоньком. Удивляюсь, но должен признать, что она может иногда сыграть с душой. Арвидова пообедала в ресторане с поручиком Барским. Тяпка оставалась дома, прыгала на подоконник, слушала, шевеля ушами, шумы и шорохи, обнюхивала порог и визжала. Вернувшись, Арвидова бросила Тяпке шоколадинку, которую Тяпка взяла из вежливости и потихоньку засунула под диван, – она не ела шоколада. Арвидова легла отдохнуть до спектакля и быстро заснула. Тупое лицо ее с приоткрытым ртом, казалось, внимательно прислушивалось и удивлялось собственному храпу. На ковре у дивана свернулась колечком Тяпка. Она долго укладывалась, кружилась на месте – у нее болел бок. Потом уснула и вздрагивала во сне и тихо, сдавленно лаяла одним горлом, переживая снова и вечно все муки любви, нечеловеческой, преданной, робкой и самозабвенной. .................................................. © Copyright: Надежда Тэффи |
. |