ГЛАВНАЯ рассказы 1 рассказы 2 рассказы 3 рассказы 4 рассказы 5 рассказы 6 рассказы 7 рассказы 8 рассказы 9 рассказы 10 рассказы 11 рассказы 12 рассказы 13 рассказы 14 рассказы 15 рассказы 16 рассказы 17 рассказы 18 рассказы 19 рассказы 20 100 лучших рассказов Хармса рассказы 10 рассказы 20 рассказы 30 рассказы 40 рассказы 50 рассказы 60 рассказы 70 рассказы 80 рассказы 90 рассказы 100 анекдоты проза Хармса: 1 2 3 4 рассказы Зощенко: 20 40 60 80 100 120 140 160 180 200 220 240 260 280 300 320 340 360 380 400 рассказы Аверченко рассказы Тэффи сборник 1 сборник 2 |
ТЭФФИ - юмористические рассказыЖизнь и воротникЧеловек только воображает, что беспредельно властвует над вещами. Иногда самая невзрачная вещица вотрется в жизнь, закрутит ее и перевернет всю судьбу не в ту сторону, куда бы ей надлежало идти. Олечка Розова три года была честной женой честного человека. Характер имела тихий, застенчивый, на глаза не лезла, мужа любила преданно, довольствовалась скромной жизнью. Но вот как-то пошла она в Гостиный двор и, разглядывая витрину мануфактурного магазина, увидела крахмальный дамский воротник, с продернутой в него желтой ленточкой. Как женщина честная, она сначала подумала: "Еще что выдумали!" Затем зашла и купила. Примерила дома перед зеркалом. Оказалось, что если желтую ленточку завязать не спереди, а сбоку, то получится нечто такое, необъяснимое, что, однако, скорее хорошо, чем дурно. Но воротничок потребовал новую кофточку. Из старых ни одна к нему не подходила. Олечка мучилась всю ночь, а утром пошла в Гостиный двор и купила кофточку из хозяйственных денег. Примерила все вместе. Было хорошо, но юбка портила весь стиль. Воротник ясно и определенно требовал круглую юбку с глубокими складками. Свободных денег больше не было. Но не останавливаться же на полпути? Олечка заложила серебро и браслетку. На душе у нее было беспокойно и жутко, и, когда воротничок потребовал новых башмаков, она легла в постель и проплакала весь вечер. На другой день она ходила без часов, но в тех башмаках, которые заказал воротничок. Вечером, бледная и смущенная, она, заикаясь, говорила своей бабушке: – Я забежала только на минутку. Муж очень болен. Ему доктор велел каждый день натираться коньяком, а это так дорого. Бабушка была добрая, и на следующее же утро Олечка смогла купить себе шляпу, пояс и перчатки, подходящие к характеру воротничка. Следующие дни были еще тяжелее. Она бегала по всем родным и знакомым, лгала и выклянчивала деньги, а потом купила безобразный полосатый диван, от которого тошнило и ее, и честного мужа, и старую вороватую кухарку, но которого уже несколько дней настойчиво требовал воротничок. Она стала вести странную жизнь. Не свою. Воротничковую жизнь. А воротничок был какого-то неясного, путаного стиля, и Олечка, угождая ему, совсем сбилась с толку. – Если ты английский и требуешь, чтоб я ела сою, то зачем же на тебе желтый бант? Зачем это распутство, которого я не могу понять и которое толкает меня по наклонной плоскости? Как существо слабое и бесхарактерное, она скоро опустила руки и поплыла по течению, которым ловко управлял подлый воротник. Она обстригла волосы, стала курить и громко хохотала, если слышала какую-нибудь двусмысленность. Где-то в глубине души еще теплилось в ней сознание всего ужаса ее положения, и иногда, по ночам или даже днем, когда воротничок стирался, она рыдала и молилась, но не находила выхода. Раз даже она решилась открыть все мужу, но честный малый подумал, что она просто глупо пошутила, и, желая польстить, долго хохотал. Так дело шло все хуже и хуже. Вы спросите, почему не догадалась она просто-напросто вышвырнуть за окно крахмальную дрянь? Она не могла. Это не странно. Все психиатры знают, что для нервных и слабосильных людей некоторые страдания, несмотря на всю мучительность их, становятся необходимыми, И не променяют они эту сладкую муку на здоровое спокойствие – ни за что на свете. Итак, Олечка слабела все больше и больше в этой борьбе, а воротник укреплялся и властвовал. Однажды ее пригласили на вечер. Прежде она нигде не бывала, но теперь воротник напялился на ее шею и поехал в гости. Там он вел себя развязно до неприличия и вертел ее головой направо и налево. За ужином студент, Олечкин сосед, пожал ей под столом ногу. Олечка вся вспыхнула от негодования, но воротник за нее ответил: – Только-то? Олечка со стыдом и ужасом слушала и думала: – Господи! Куда я попала?! После ужина студент вызвался проводить ее домой. Воротник поблагодарил и радостно согласился, прежде, чем Олечка успела сообразить, в чем дело. Едва сели на извозчика, как студент зашептал страстно: – Моя дорогая! А воротник пошло захихикал в ответ. Тогда студент обнял Олечку и поцеловал прямо в губы. Усы у него были мокрые, и весь поцелуй дышал маринованной корюшкой, которую подавали за ужином. Олечка чуть не заплакала от стыда и обиды, а воротник ухарски повернул ее голову и снова хихикнул: – Только-то? Потом студент с воротником поехали в ресторан, слушать румын. Пошли в кабинет. – Да ведь здесь нет никакой музыки! – возмущалась Олечка. Но студент с воротником не обращали на нее никакого внимания. Они пили ликер, говорили пошлости и целовались. Вернулась Олечка домой уже утром. Двери ей открыл сам честный муж. Он был бледен и держал в руках ломбардные квитанции, вытащенные из Олечкиного стола. – Где ты была? Я не спал всю ночь! Где ты была? Вся душа у нее дрожала, но воротник ловко вел свою линию. – Где была? Со студентом болталась! Честный муж пошатнулся. – Оля! Олечка! Что с тобой! Скажи, зачем ты закладывала вещи? Зачем занимала у Сатовых и у Яниных? Куда ты девала деньги? – Деньги? Профукала! И, заложив руки в карманы, она громко свистнула, чего прежде никогда не умела. Да и знала ли она это дурацкое слово – "профукала"? Она ли это сказала? Честный муж бросил ее и перевелся в другой город. Но что горше всего, так это то, что на другой же день после его отъезда воротник потерялся в стирке. Кроткая Олечка служит в банке. Она так скромна, что краснеет даже при слове "омнибус", потому что оно похоже на "обнимусь". – А где воротник? – спросите вы. – А я-то почем знаю, – отвечу я. – Он отдан был прачке, с нее и спрашивайте. Эх, жизнь! Сезон бледнолицых Когда наступает так называемый "летний сезон", жены, матери, сестры, дети, няньки, кухарки и гувернантки, – словом, вся проза жизни, – выезжают из города. Как ни странно, но, кроме признанных законов природы и гражданина, существуют еще такие, о которых никто не знает, но которым все слепо подчиняются. Скажите, есть ли такой закон, что человек летом непременно должен съезжать с того места, где он живет зимой? Я знаю, что вы скажете. Вы скажете, что закона такого нет, но что человеку вполне естественно менять душный город на деревенскую прохладу. Вот тут-то вы и попадете впросак: о прохладе никто и не заботится. Докажу примером. Сотни петербуржцев едут на лето в Лугу. А жители Луги выезжают в окрестности города. Провинциалы сплошь и рядом приезжают на лето в Петербург (вы скажете – за прохладой?). Многие ездят летом в Севастополь, откуда местные жители разбегаются. Или в Одессу, которая летом тоже невыносима. Не ясно ли, что дело здесь не в прохладе? Признаемся откровенно: – Каждое лето находит на нас странная блажь. И гоняет нас с места на место. Если же сами мы не можем почему-либо сдвинуться, то выгоняем, по крайней мере, жену с гувернантками. Остается в городе только "труженик-муж бледнолицый", которому, как известно, "не до сна". И весь город принимает особый, "бледнолицый" вид. Женщин и детей становится меньше. Шляпы на женщинах становятся больше. Открываются загородные сады и театры. В театрах особый, "бледнолицый" репертуар; танцуют "матчиш", лягают "поло-поло" и лают басом "паргвай-гвай-гвай". Последнее считается пикантным. Все пьесы стараются ставить с музыкой. О постановке не особенно заботятся, потому что все равно ничего не видно. Если сидишь во втором ряду, то иногда можно ухитриться увидеть кусочек сцены в щелочку между ухом и шляпой той дамы, которая сидит в первом ряду. Остальные ничего не видят. Один провинциал приехал специально в Петербург посмотреть "Веселую вдову". Очень разочаровался. – Вот так веселая вдова! Нечего сказать! Просто черная будка с зеленым бантом. Музыка еще тудасюда, а уж посмотреть совсем не на что. Ну, на то он и провинциал. Опытных людей не проведешь! Они живо разберут, что шляпа, а что сцена. Опытному человеку если станет любопытно, что на сцене происходит, он поманит к себе капельдинера, сунет ему двугривенный и шепнет на ушко: – Пойди-ка ты, братец, да разнюхай хорошенько, что у них там делается. Потом приди, расскажи. Толково расскажешь – еще гривенник получишь. Капельдинеру, конечно, приятно тоже заработать. Ну, он и старается. Если усердный человек попадется, так он так распишет, что и смотреть не надо. Лучше автора. В Зоологическом саду тоже начинается "бледнолицый" сезон. Администрация деятельно к нему готовится. Всюду прибиты дощечки с самыми странными надписями, предугадывающими и запрещающими самые неожиданные ваши желания. "Медведя покорнейше просят зонтиком не дразнить". Какие тонкие психологи додумались до этих слов! Как могли они знать, что при виде медведя у человека должно явиться непреодолимое желание дразнить его зонтиком? И почему именно зонтиком? Как жутко, что самые сокровенные и темные движения нашей души предугаданы администрацией Зоологического сада! "Не совать окурков верблюду в нос" тоже "покорнейше просят господ посетителей". Заметьте, какая спецификация. Администрация прекрасно знает, что никому не придет в голову дразнить верблюда зонтиком или совать окурки медведю в нос. Поэтому это и не запрещается. Вероятно, даже и случая такого не было. Действительно, где же найдется такой идиот, который стал бы дразнить верблюда зонтиком? Вот медведя – это вполне естественно. Хотя и нехорошо. Какое, должно быть, странное представление о людях сложилось у зверей Зоологического сада! Двуногие, красноносые, с трудом удерживающие равновесие. У их самок болтаются меховые хвосты совсем не на том месте, где это указано природой для всех животных… А на голове у них птичьи трупы… Ходят красноносые, смотрят тусклыми глазами в благородные горящие звериные очи. Высовывает тюлень голову из своей грязной лужи. С недоумением оглядывается кругом. – Эт-та что за рыба? – тычет зонтиком двуногий. – Че-а-ек! Свари мне из нее уху! На пять персон! Карьера Сципиона Африканского Театральный рецензент заболел. Написал в редакцию, что вечером в театр идти не может, попросил аванс на поправление здоровья и обстоятельств, но билета не вернул. А между тем рецензия о спектакле была необходима. Послали к рецензенту, но посланный вернулся ни с чем. Больного вторые сутки не было дома. Редактор заволновался. Как быть? Билеты все распроданы. – Я напишу о спектакле, – сказал печальный и тихий голос. Редактор обернулся и увидел, что голос принадлежит печальному хроникеру, с уныло-вопросительными бровями. – Вы взяли билет? – Нет. У меня нет билета. Но я напишу о спектакле. – Да как же вы пойдете в театр без билета? – Я в театр не пойду, – все так же печально отвечал хроникер, – но я напишу о спектакле. Подумали, посоветовались и положились на хроникера и на кривую. Через час рецензия была готова: "Александрийский театр поставил неудачную новинку "Горе от ума", написанную неким господином Грибоедовым. (Зачем брать псевдонимом такое известное имя?) Sic!.."[16] – А ведь он ядовито пишет, – сказал редактор и продолжал чтение: "Написана пьеса в стихах, что наша публика очень любит, и хотя полна прописной морали, но поставлена очень прилично (Sic!). Хотя многим здравомыслящим людям давно надоела фраза вроде "О, закрой свои бледные ноги", как сочиняют наши декаденты. Не мешало бы некоторым актерам и актрисам потверже знать свои роли (Sic! Sic!)". "А ведь и правда, – подумал редактор. – Очень не мешает актеру знать потверже свою роль. Какое меткое перо!" "Из исполнителей отметим г-жу Савину, которая обнаружила очень симпатичное дарование и справилась со своей ролью с присущей ей миловидностью. Остальные все были на своих местах. Автора вызывали после третьего действия. Sic! Sic! Transit! [17] Сципион Африканский" * * * – Это что же? – удивился редактор на подпись. – Мой псевдоним, – скромно опустил глаза печальный хроникер. – У вас бойкое перо, – сказал редактор и задумался. * * * Наступили скверные времена. Наполнять газету было нечем. Наняли специального человека, который сидел, читал набранные статьи и подводил их под законы. "Пять лет каторжных работ! Лишение всех прав! Высылка на родину! Штраф по усмотрению! Конфискация! Запрещение розничной продажи! Крепость!" Слова эти гулко вылетали из редакторского кабинета, где сидел специальный человек, и наполняли ужасом редакцию. Недописанные статьи летели в корзину, дописанные сжигались дрожащими руками. Тогда Сципион Африканский пришел к растерянному редактору и грустно сказал: – У вас нет материала, так я вам приведу жирафов. – Что? – даже побледнел редактор. – Я приведу вам в Петербург жирафов из Африки. Будет много статей. Недоумевающий редактор согласился. На другой же день в газете появилась интересная заметка о том, что одно высокопоставленное африканское лицо подарило одному высокопоставленному петербургскому лицу четырех жирафов, которых и приведут из Африки прямо в Петербург сухим путем. Где нельзя – там вплавь. Жирафы тронулись в путь на другой же день. Путешествие было трудное. По дороге они хворали, и Сципион писал горячие статьи о способе лечения зверей и апеллировал к обществу покровительства животным. Потом написал сам себе письмо о том, что стыдно думать о скотах, когда народ голодает. Потом ответил сам себе очень резко и в конце концов так сам с собой сцепился, что пришлось вмешаться редактору, который боялся, что дело кончится дуэлью и скандалом. Еле уломали: Сципион согласился на третейский суд. А жирафы, между тем, шли да шли. Где-то в Калькутте, куда они, очевидно, забрели по дороге, у них родились маленькие жирафята, и понадобилось сделать привал. Но природа, окружающая отдыхавших путников, была так дивно хороша, что пришлось поместить несколько снимков из Ботанического сада. Кто-то из подписчиков выразил письменное удивление по поводу того, что в Калькутте леса растут в кадках, но редакция казнила его своим молчанием. Жирафы были уже под Кавказом, где туземцы устраивали для них живописные празднества, когда редактор неожиданно призвал к себе Сципиона. – Довольно жирафов, – сказал он. – Теперь начинается свобода печати. Займемся политикой. Жирафы не нужны. – Господи! Куда же я теперь с ними денусь? – затосковал Сципион с таким видом, точно у него осталось на руках пятеро детей, мал мала меньше. Но редактор был неумолим. – Пусть сдохнут, – сказал он. – Мне какое дело. И жирафы сдохли в Оренбурге, куда их зачем-то понесло. * * * Журналистов не пустили в Думу, и газета, в которой работал Сципион, осталась без "кулуаров". Настроение было унылое. Сципион писал сам себе телеграммы из Лондона, Парижа и Берлина, где сообщал самые потрясающие известия, и в следующем номере, проверив, красноречиво опровергал их. А кулуары все-таки были нужны. – Сципион Африканский, – взмолился редактор. – Может быть, вы как-нибудь сможете… – Ну, разумеется, могу. Что кулуары – волк, что ли? Очень могу. На следующий же день появились в газете "кулуары". "Прекрасная зала екатерининских времен, где некогда гулял сам светлейший повелитель Тавриды, оглашается теперь зрелищем народных представителей. Вот идет П. Н. Милюков. – Здравствуйте, Павел Николаевич! – говорит ему молодой симпатичный кадет. – Здравствуйте! Здравствуйте! – приветливо отвечает ему лидер партии народной свободы и пожимает его правую руку своей правой рукой. А вот и Ф. И. Родичев. Его высокая фигура видна еще издали. Он весело разговаривает со своим собеседником. До нас долетают слова: – Так вы еще не завтракали?.. – Нет, Федор Измаилович, еще не успел. Едва успели мы занести это в свою книжку, как уже наталкиваемся на еврейскую группу. – Ну что, вы все еще против погромов? – Безусловно, против, – отвечает, улыбаясь, группа и проходит дальше. Ожидается бурное заседание, и Маклаков (Василий Алексеевич), видный брюнет, потирает руки. После краткой беседы с социал-демократами мы вынесли убеждение, что они бесповоротно примкнули к партии с.-д. Вот раздалась звонкая польская речь, это беседуют между собой два представителя польской группы. В глубине залы, у колонн, стоит Гучков. – Какого вы мнения, Александр Иванович, о блоке с кадетами? Гучков улыбается и делает неопределенный жест. У входа в кулуары два крестьянина горячо толкуют об аграрной реформе. В буфете, у стойки, закусывает селедкой Пуришкевич, который принадлежит к крайним правым. "Нонича, теперича, тае-тае", – говорят мужички в кулуарах". * * * – "Последний Луч" меня переманивает, то есть "кулуары", – с безысходной грустью заявил Сципион. Редактор вздохнул, оторвал четвертушку бумаги и молча написал: "В контору. Выдать Сципиону Африканскому (Савелию Апельсину) авансом четыреста (400) рублей, с погашением 30 %". Вздохнул еще раз и протянул бумажку Сципиону. .................................................. © Copyright: Надежда Тэффи |
. |