НА ГЛАВНУЮ СОДЕРЖАНИЕ: МИХАИЛ ЗОЩЕНКО: Любовь Исторический рассказ Плохой обычай Случай в провинции Плохие деньги Семейное счастье Нянькина сказка Мещанство Человек с нагрузкой Нервы Пауки и мухи Бабье счастье Гибель человека Пушкин Мелкое происшествие Бутылка Зубное дело Очень просто Неприятная история Семейный купорос Честное дело Чистая выгода Доктор медицины Анна на шее Дача Петра Жалоба Браки заключаются Сказка Король золота Несчастный случай Хорошая характеристика Пчелы и люди Приключения обезьяны Рассказы Синебрюхова Черная магия Веселая жизнь Гришка Жиган Последний барин Веселые рассказы Бабкин муж Молитва Рыбья самка Старуха Врангель Рассказ про попа Мадонна Учитель Дисциплина Попугай Вор Свинство Писатель Монастырь ЮМОР и САТИРА: ЗОЩЕНКО рассказы Зощенко биография Михаил ЗОЩЕНКО детям |
Зощенко Михаил: Монастырь. Рассказ певцачитайте тексты произведений Михаила Зощенко Монастырь В святых я, братцы мои, давненько не верю. Еще до революции. А что до Бога, то в Бога перестал я верить с монастыря. Как побывал в монастыре, так и закаялся. Конечно, все это верно, что говорят про монастыри – такие же монахи люди, как и мы прочие: и женки у них имеются, и выпить они не дураки, и повеселиться, но только не в этом сила. Это давно известно. А вот случилась в монастыре одна история. После этой истории не могу я спокойно глядеть на верующих людей. Пустяки ихняя вера. А случилось это, братцы мои, в Новодеевском монастыре. Был монастырь богатый. И богатство свое набрал с посетителей. Посетители жертвовали. Бывало, осенью, как напрут всякие верующие, как начнут лепты вносить – чертям тошно. Один вносит за спасение души, другой – за спасение плавающих и утопающих, третий так себе вносит – с жиру бесится. Многие вносили – принимай только. И принимали. Будьте покойны. Ну а, конечно, который внесет – норовит уж за свои денежки пожить при монастыре и почетом пользоваться. Да норовит не просто пожить, а охота ему, видите ли, к святой жизни прикоснуться. Требует и келью отдельную, и службу, и молебны. Ублаготворяли их. Иначе нельзя. А только осенью келий этих никак не хватало всем желающим. Уж простых монахов вытесняли на время по сараям, и то было тесно. А сначала было удивительно – с чего бы это народ сюда прет? Что за невидаль? Потом выяснилось: была тут и природа богатая, климат, и, кроме того, имелась приманка для верующих. Жили в монастыре два монаха-молчальника, один столпник и еще один чудачок. Чудачок этот мух глотал. И не то чтобы живых мух, а настойку из мух пил натощак. Так сказать, унижал себя и подавлял свою плоть. Бывало, с утра пораньше народ соберется вокруг его сарайчика и ждет. А он, монах то есть, выйдет к народу, помолится, поклонится в пояс и велит выносить чашку. Вынесут ему чашку с настойкой, а он снова поклонится народу и начнет пить эту гнусь. Ну, народ, конечно, плюется, давится, которые слабые дамы блюют и с ног падают, а он, сукин сын, вылакает гнусь до дна, не поморщится, перевернет чашку, дескать, пустая, поклонится – и к себе. Только его и видели до другого дня. Один раз пытались верующие словить его, дескать, не настоящая это настойка из мух. Но только верно – честь честью. Монах сам показал, удостоверил и сказал народу: – Что я, Бога, что ли, буду обманывать? После этого слава о нем пошла большая. А что до других монахов – были они не так интересны. Ну хотя бы молчальники. Ну молчат и молчат. Эка невидаль! Столпник – тоже пустяки. Стоит на камне и думает, что святой. Пустяки! Был еще один такой – с гирькой на ноге ходил. Этот нравился народу. Одобряли его. Смешил он верующих. Но только долго он не проходил – запил, гирьку продал и ушел восвояси. А все это, конечно, привлекало народ. Любопытно было. Оттого и шли сюда. А шли важные люди. Были тут и фоны, и бароны, и прочая публика. Но из всех самый почтенный и богатый гость был московский купчик Владимир Иванович. Много денег он всадил в монастырь. Каялся человек. Грехи замаливал. – Я, – говорил он про себя, – всю жизнь грешил, ну а теперь пятый год очищаюсь. И надеюсь очиститься. А старенький был этот человек! Бороденка была у него совсем белая. И, на первый взгляд, он был похож на святого Кирилла или Мефодия. Чего такому-то не каяться? А приезжал он в монастырь часто. Бывало, приедет, остановит коляску версты за три и прет пешком. Придет вспотевший, поклонится братии, заплачет. А его под ручки. Пот с него сотрут, и водят вокруг, и шепчут на ухо всякие пустяки. Ну, отогреется, проживет недельку, отдарится и снова в город. А там опять в монастырь. И опять кается. А каялся он прямо на народе. Как услышит монастырский хор – заплачет, забьется: «Ах я такой! Ах я этакий!» Очень на него хор действовал. Жалел только старик, что не дамский это монастырь. – Жаль, говорил, что не дамский, а то я очень обожаю самое тонкое пение сопран. Так вот, был Владимир Иванович самый почтенный гость. А от этого все и случилось. Продавалось рядом с монастырем имение. Имение дворянское. «Дубки». Имение удобное – земли рядом. Вот игумен и разгорелся на него. Монахи тоже. Стал игумен вместе с экономом раскидывать – как бы им подобрать к своим рукам. Да никак. Хоть и денег тьма, да купить нельзя. По закону не показано. По закону мог монастырь землю получить только в дар. А покупать нельзя было. Вот игумен и придумал механику. Придумал он устроить это дело через Владимира Иваныча. Посетитель почтенный, седой – купит и подарит после. Только и делов. Ну, так и сделали. А купчик долго отнекивался. – Нет, говорил, куда мне! От мирских дел я давно отошел, мозги у меня не на то самое направлены, а на очищение и на раскаяние – не могу, простите. Но уломали. Мраморную доску обещали приклепать на стене с заглавием купчика. Согласился купчик. И вот дали ему семьдесят тысяч рублей золотом, отслужили молебствие с водосвятием и отправили покупать. Покупал он долго. Неделю. И приехал назад в монастырь вспотевший и вроде как не в себе. Приехал утром. С экипажа не слез, к игумену не пошел, а велел только выносить свои вещи из кельи. Ну а монахи, конечно, сбежались – увидели. И игумен вышел. – Здравствуйте, говорит. Сходите. – Здравствуйте, говорит. Не могу. – Отчего же, спрашивает, не можете? Не больны ли? Как, дескать, ваше самочувствие и все такое? – Ничего, – говорит Владимир Иванович, – спасибо. Я, говорит, приехал попрощаться да вещички кой-какие забытые взять. А сойти с экипажа не могу – ужасно тороплюсь. – А вы, – говорит игумен, – через не могу. Какого черта! Нужно нам про дело поговорить. Купили? – Купил, – отвечает купчик, – обязательно купил. Такое богатое имение не купить грешно, отец настоятель. – Ну, и что же? – спрашивает игумен. – Оформить надо… Дар-то… – Да нет, – отвечает купчик. – Я, говорит, раздумал. Я, говорит, не подарю вам это имение. Разве мыслимо разбрасываться таким добром? Что вы? Чего тут и было после этих слов – невозможно рассказать. Игумен, конечно, ошалел, нос у него сразу заложило – ни чихнуть, ни сморкнуться не может. А эконом – мужчина грузный – освирепел, нагнулся к земле и, за неимением под рукой камня, схватил гвоздь этакий длинный, барочный и бросился на Владимира Иваныча. Но не заколол – удержали. Владимир Иванович побледнел, откинулся в экипаже. – Пущай, говорит, пропадают остальные вещи. И велел погонять. И уехал. Только его и видели. Говорили после, будто он примкнул к другому монастырю, в другой монастырь начал жертвовать, но насколько верно – никто не знает. А история эта даром не прошла. Которые верующие монахи стали расходиться из монастыря. Первым ушел молчальник. – Ну, говорит, вас, трамтарарам, к чертям собачьим! Плюнул и пошел, хотя его и удерживали. А засим ушел я. Меня не удерживали. Рассказ певца Искусство падает, уважаемые товарищи! Вот что. Главная причина в публике. Публика пошла ужасно какая неинтересная и требовательная. И неизвестно, что ей нужно. Неизвестно, какой мотив доходит до ее сердца. Вот что. Я, уважаемые товарищи, много пел. Может, Федор Иванович Шаляпин столько не пел. Пел я, вообще, и на улицах, и по дворам ходил. А что теперешней публике нужно – так и не знаю. Давеча со мной такой случай произошел. Пришел я во двор. На Гончарной улице. Дом большой. А кто в нем живет – неизвестно по нынешним временам. Спрашиваю дворника: – Ответь, говорю, любезный кум, какой тут жилец живет? – Жилец разный. Есть, говорит, и мелкий буржуй. Свободная профессия тоже имеется. Но все больше из рабочей среды: мелкие кустари и фабричные. «Ладно, думаю. Кустарь, думаю, завсегда на "Кари глазки" отзывается. Спою "Кари глазки"». Спел. Верчу головой по этажам – чисто. Окна закрыты, и никто песней не интересуется. «Так, думаю. Может, думаю, в этом доме рабочие преобладают. Спою им "Славное море, священный Байкал"». Спел. Чисто. Никого и ничего. «Фу ты, думаю, дьявол! Неужели, думаю, в рабочей среде такой сдвиг произошел в сторону мелкой буржуазии? Если, думаю, сдвиг, то надо петь чего-нибудь про любовь и про ласточек. Потому буржуй и свободная профессия предпочитают такие тонкие мотивы». Спел про ласточек – опять ничего. Хоть бы кто копейку скинул. Тут я, уважаемые товарищи, вышел из терпения и начал петь все, что знаю. И рабочие песни, и чисто босяцкие, и немецкие, и про революцию, и даже «Интернационал» спел. Гляжу, кто-то бумажную копейку скинул. До чего обидно стало – сказать нельзя. Голос, думаю, с голосовыми связками дороже стоит. «Но стоп, думаю. Не уступлю. Знаю, чего вам требуется. Недаром два часа пел. Может, думаю, в этом доме, наверно, религиозный дурман. Нате!» Начал петь «Господи помилуй» – глас восьмой. Дотянул до середины – слышу, окно кто-то открывает. «Так, думаю, клюнуло. Открываются». Окно, между тем, открылось, и хлесь кто-то в меня супом. Обомлел я, уважаемые товарищи. Стою совершенно прямой и морковку с рукава счищаю. И гляжу, какая-то гражданка без платка в этаже хохочет. – Чего, говорит, панихиды тут распущаешь? – Тс, говорю, гражданочка, за какое самое с этажа обливаетесь? В чем, говорю, вопрос и ответ? Какие же, говорю, песни петь, ежели весь репертуар вообще спет, а вам не нравится? А она говорит: – Да нет, говорит, многие песни ваши хороши и нам нравятся, но только квартирные жильцы насчет голоса обижаются. Козлетон ваш им не нравится. «Здравствуйте, думаю. Голос уж в этом доме им не нравится. Какие, думаю, пошли современные требования». Стряхнул с рукава морковку и пошел. Вообще искусство падает. Михаил Михайлович Зощенко |
|