НА ГЛАВНУЮ СОДЕРЖАНИЕ: МИХАИЛ ЗОЩЕНКО: Любовь Исторический рассказ Плохой обычай Случай в провинции Плохие деньги Семейное счастье Нянькина сказка Мещанство Человек с нагрузкой Нервы Пауки и мухи Бабье счастье Гибель человека Пушкин Мелкое происшествие Бутылка Зубное дело Очень просто Неприятная история Семейный купорос Честное дело Чистая выгода Доктор медицины Анна на шее Дача Петра Жалоба Браки заключаются Сказка Король золота Несчастный случай Хорошая характеристика Пчелы и люди Приключения обезьяны Рассказы Синебрюхова Черная магия Веселая жизнь Гришка Жиган Последний барин Веселые рассказы Бабкин муж Молитва Рыбья самка Старуха Врангель Рассказ про попа Мадонна Учитель Дисциплина Попугай Вор Свинство Писатель Монастырь ЮМОР и САТИРА: хармс даниил 10 хармс даниил 20 хармс даниил 30 хармс даниил 40 хармс даниил 50 хармс даниил 60 хармс даниил 70 хармс даниил 80 хармс даниил 90 хармс даниил 100 хармс анекдоты 1 2 3 4 произведения Зощенко: 20 40 60 80 100 120 140 160 180 200 220 240 260 280 300 320 340 360 380 400 АВЕРЧЕНКО рассказы ТЭФФИ рассказы ДОРОШЕВИЧ рассказы С ЧЁРНЫЙ рассказы Д ХАРМС читать 1 Д ХАРМС читать 2 ЗОЩЕНКО рассказы Сатирикон история 1 Сатирикон история 2 О ГЕНРИ рассказы 1 О ГЕНРИ рассказы 2 О ГЕНРИ рассказы 3 О ГЕНРИ рассказы 4 О ГЕНРИ рассказы 5 АВЕРЧЕНКО рассказы 1 АВЕРЧЕНКО рассказы 2 АВЕРЧЕНКО рассказы 3 АВЕРЧЕНКО сатира 4 АВЕРЧЕНКО о детях 5 АВЕРЧЕНКО дети 6 А ЧЕХОВ рассказы 1 А ЧЕХОВ рассказы 2 А ЧЕХОВ рассказы 3 А ЧЕХОВ рассказы 4 сборник рассказов 1 сборник рассказов 2 сборник рассказов 3 сборник рассказов 4 сборник рассказов 5 сборник рассказов 6 Михаил ЗОЩЕНКО детям Даниил ХАРМС детям Саша Чёрный детям рассказы детям 1 рассказы детям 2 |
Зощенко. Гибель человека: Театр для себя: короткие рассказычитайте онлайн тексты коротких рассказов писателя Михаила Зощенко Гибель человека Кончено. Баста. Никакой жалости к людям не осталось в моем сердце. Вчера еще, до шести часов вечера, сочувствовал и уважал людей, а нынче не могу, ребятишки. До последней точки докатилась людская неблагодарность. Вчера, извольте видеть, за мою жалость к ближнему человеку отчаянно пострадал и, может, даже предстану перед народным судом в ближайшем будущем. Баста. Зачерствело мое сердце. Пущай ближний больше на меня не рассчитывает. А шел я вчера по улице. Иду я вчера по улице и вижу – народ будто стоит скопившись подле ворот. И кто-то отчаянно охает. И кто-то руками трясет и вообще, вижу, происшествие. Подхожу. Спрашиваю, об чем шум. – Да вот, говорят, тут ногу сломал один гражданин. Идти теперь не может. – Да уж, говорю, тут не до ходьбы. Растолкал я публику, подхожу я ближе к месту действия. И вижу – какой-то человечишка действительно лежит на плитуаре. Морда у него отчаянно белая и нога в брюке сломана. И лежит он, сердечный друг, упершись башкой в самую тумбу, и бормочет: – Мол, довольно склизко, граждане, извиняюсь. Шел и упал, конечно. Нога – вещь непрочная. Сердце у меня горячее, жалости к людям много, и вообще не могу видеть гибель человека на улице. – Братцы, говорю, да, может, он член союза. Надо же предпринять тем не менее. И сам, конечно, бросаюсь в телефонную будку. Вызываю скорую помощь. Говорю: «Нога сломана у человека, поторопитесь по адресу». Приезжает карета. В белых балахонах сходят оттеда четыре врача. Разгоняют публику и укладывают пострадавшего человека на носилки. Между прочим, вижу, этот человек совершенно не желает, чтобы его ложили на носилки. Пихает всех четырех врачей остатней здоровой ногой и до себя не допущает. – Пошли вы, говорит, все четыре врача, туда-сюда. Я, говорит, может, домой тороплюся. И сам чуть, знаете, не плачет. «Что, думаю, за смятение ума у человека?» И вдруг произошло некоторое замешательство. И вдруг слышу – меня кличут. – Это, говорят, дядя, ты вызывал карету скорой помощи? – Я, говорю. – Ну так, говорят, придется тебе через это отвечать по всей строгости революционных законов. Потому как зря карету вызывал – у гражданина искусственная нога обломилась. Записали мою фамилию и отбыли. И чтобы я после этого факта еще расстраивал свое благородное сердце – ни в жисть. Пущай убивают на моих глазах человека – нипочем не поверю. Потому – может, для киносъемки его убивают. И вообще ничему не верю – время такое после войны невероятное. Театр для себя Время-то как быстро бежит! Недавно еще лето было, а теперь вроде как зима. Ходят в шубах. И в театрах зимние сезоны начались. А интересно, какие убытки понесут театры в этом зимнем сезоне? Летние убытки только-только сейчас подсчитываются. Летний сезончик не был выдающимся. Которые товарищи актеры приезжают из провинции, те все зубами скрипят. – Прямо, говорят, для себя играли – нема никакой публики. Или, может быть, зритель малокультурный, или другие какие причины, а только не идет. Зимой еще ничего – ходят, а летом – нив какую. Прямо хоть за ногу волоки зрителя! А зритель, это верно, летом предпочитает легкие и недорогие увеселения – полежать брюхом вверх на солнышке, или выкупаться на шермака в речонке, или, наконец, нарвать полевых цветов и нюхать даром. Вот какой пошел зритель. И с чего бы это он так? В одном небольшом городе сущая срамота произошла на этой почве. А приехала туда небольшая труппа. Начала, конечно, эта труппа сгоряча драму играть. Играют драму, а публика не идет на драму. Свернулась труппа и – назад. Сунулся в этот город другой небольшой коллективчик. Администратор этого коллективчика говорит: – Не такой это, товарищи, город, чтоб тут драму играть. Тут надо легкие, смешные штуки ставить. Начали они ставить легкие штуки – опять не идет публика. Три раза поставили. Рубля три с полтиной выручили – и поскорей из этого странного города. Начались в актерских кругах брожения и разговоры, как и чем привлечь публику. И не пойдет ли эта публика, как вы думаете, на оперетту? Рванулась туда оперетта. Поставили музыкальную оперетту с отчаянной пляской. Человек восемь пришло. А как пришло – неизвестно. Кассир клялся и божился, что ни одного билета не было продано. Опереточный премьер сказал: – В этот город циркачам только и ехать. Высокое искусство здесь ни к чему. Дошли эти симпатичные слухи до цирка. Директор говорит: – Надо ехать. Цирк – это самое демократическое искусство. Этому городу как раз угодим. Поехали. Действительно, народ несколько погуще пришел. Прямо старожилы не запомнят такого количества – человек тридцать было на первом представлении. На втором чуть поменьше. Подсчитал цирк убытки и – ходу. А на вокзале, перед самой посадкой, произошла задержка. Несметная толпа собралась провожать циркачей. Тысяч восемь приперлось народу. Качали всех актеров и всех зверей. Верблюду челюсть вывихнули во время качки. После делегация от текстильщиков и металлистов подошла к директору и стала нежно упрашивать: – Нельзя ли, мол, по бесплатной цене тут же под открытым небом, на вольном воздухе, на перроне устроить небольшую цирковую программу из трех-четырех номерей? Но тут, к сожалению, произошел третий звонок. Сели циркачи по вагонам, грустно развели руками и уехали. Так никто и не узнал, отчего и почему самое демократическое искусство уехало тоже с убытком. Народ малокультурный, что ли? Или, может быть, деньжонок нехватка? Ась? Михаил Михайлович Зощенко |
|