ГЛАВНАЯ Носов Драгунский Искандер Кассиль Лоскутов Сотник Пателеев Некрасов Ленч Раскин Голявкин Мошковский Бременер Медведев Погодин Железников Коршунов Пивоварова Зощенко Зощенко |
старые рассказы с юмором для детейЛеонид Ленч Как я был учителем I Я был учителем пятьдесят лет тому назад. Мне шёл тогда пятнадцатый год, и я сам учился в гимназии, но тем не менее я настаиваю на слове "учитель". Репетитором меня нельзя было считать. Репетиторством занимались гимназисты-старшеклассники, они имели дело с уже готовым материалом - с отстающими оболтусами из младших классов, которых они за умеренное вознаграждение вытаскивали за уши из двоечной трясины. Мне же пришлось подготавливать к поступлению в женскую гимназию некое первозданно очаровательное существо: два огромных белых банта в тощих каштановых косичках, внимательные, загадочные, как у маленького Будды, чёрные глаза с мерцающими в них искорками многих тысяч "почему" и капризный алый ротик закормленного, избалованного и заласканного единственного ребёнка. Звали это существо Люсей. Учителем я стал не по призванию, а по нужде. Мы с матерью жили тогда в маленьком кубанском городке, где застряли потому, что из-за гражданской войны на юге России не могли вернуться в родной Петроград. В тот год умер мой отец - военный врач, мы стали испытывать материальные лишения, и тогда кто-то из гимназических учителей, желая помочь нам, нашёл для меня урок - вот эту самую первозданную Люсю. …Я храбро постучал в дверь провинциально-уютного одноэтажного кирпичного домика со ставнями, которые закрываются не изнутри, а снаружи. Дверь мне открыл Люсин папа - агент страхового общества "Россия", немолодой, пузатый, щекастый господин. Он был похож на важного чердачного кота при хорошем мышином деле. - Что скажете, молодой человек? - спросил он, глядя на меня сверху вниз. Краснея, я объяснил ему, кто я и зачем пришёл. Он усмехнулся в рыжеватые усы и сказал, пожав плечами: - Ну, тогда пожалуйте в залу! Боже мой, сколько оскорбительного скептицизма, даже презрения к моей персоне было в этом пожатии плечами, в этих чуть шевельнувшихся от усмешки котовых его усах! Каким-то внутренним зрением я вдруг увидел себя со стороны и все свои многочисленные изъяны: свою мальчишескую худобу, штопку на заду чёрных гимназических брюк, стоптанные башмаки, застиранную короткую белую блузу, перетянутую лаковым с трещинами поясом, на медной пряжке которого ещё сохранилась цифра "3" и буквы "П" и "Г" - Третья петроградская гимназия. Мы вошли в небольшую комнату с классически мещанским убранством: коврики, салфеточки, полочки с фарфоровыми слониками, фикусы в кадках, семейные фотографии каких-то на диво откормленных попов в богатых рясах и венские стулья по стенам. Мы сели. - Мать! - позвал Люсин папа. В комнату вплыла низенькая, полная, румяная женщина с лёгкой сединой в пышной причёске. Рукава её затрапезного платья были высоко засучены. Вместе с ней в комнату вплыл вкусный запах вишнёвого варенья. - Мать, это новый Люсин учитель! - сказал Люсин папа, кивнув в мою сторону с той же едва уловимой усмешкой. Я встал и, шаркнув ногой, поклонился "Пульхерии Ивановне", как мысленно я окрестил Люсину маму. - Худенький какой! - сказала Люсина мама, обращаясь не ко мне, а к мужу. - Ты уж, отец, сам обо всём договаривайся с ними, у меня варенье варится. Она удалилась. Люсин папа сказал: Как вас зовут, молодой человек? - Леонид. - А по батюшке? - Сергеевич! - Так вот-с, Лёня, - сказал Люсин папа, играя золотой цепочкой своих жилетных часов, - готовить Люсеньку вы будете по всем предметам, то есть русский, арифметика и закон божий. - И закон божий?! - вырвалось у меня. - А почему, Лёня, вас так пугает закон божий? - подозрительно прищурился Люсин папа. - Не пугает, но она же у вас, наверное, знает основные молитвы? - Нетвёрдо. Хотелось бы, чтобы и Ветхий завет… в общих чертах. Таинства непорочного зачатия можете не касаться… в подробностях. О материальной стороне мы договорились быстро, потому что Люсин папа просто продиктовал мне свои условия: заниматься ежедневно, кроме воскресенья, получать я буду столько-то в месяц. Сумму Люсин папа назвал вполне приличную, и я подумал, что быть учителем очень выгодно. Вдруг в комнату впорхнула черноглазая девчушка в коротком платьице, с загорелыми крепкими ножками в ссадинах и царапинах, с белыми бантами в косичках. Двумя пальчиками она держала в вытянутой руке чёрно-жёлтую (как георгиевская орденская лента) свежепойманную бабочку. - Познакомься, Люсенька, это твой учитель! - сказал Люсин папа. - Его зовут Лё… (тут он запнулся) Леонид Сергеевич. Подойди, детка, к ним, поприветствуй! Люся приблизилась ко мне и, не выпуская из пальцев орденоносную бабочку, сделала мне книксен. - Леонид Сергеевич, скажите, пожалуйста, - сказала она, изучающе глядя на меня в упор, - почему у бабочков нет детей? Я ответил, надо признаться, не очень изобретательно: - Потому что им некогда с ними возиться! - А почему им некогда возиться? - Потому что надо летать, добывать себе пищу. - А зачем им пища? У них же зубков нету! - Они питаются особой пищей. - Какой? А какой пищей, в самом деле, питаются бабочки? Я чуть покраснел, и Люся это заметила. В глубине её чёрных глаз зажёгся огонёк, как мне показалось, такой же, как у её папы, скептической усмешки. Но тут в наш разговор с Люсей, на моё счастье, вмешался именно он, Люсин папа. - Потом, доченька, всё узнаешь у своего учителя. Отпусти насекомое и ступай пока играться!.. Послушная Люся выпустила бабочку. Бабочка подлетела к окну и, треща крылышками, забилась о стекло. Я поднялся и стал прощаться. II На следующий день в точно назначенный час мы уединились с Люсей в её комнате. Она уселась за низкий столик, я устроился в мягком кресле напротив. Начать я решил с русского языка. - Какие стихи ты знаешь? - "Птичку божию". - Ну-ка, прочти! Люся, глядя на потолок, стала проникновенно декламировать: Птичка божия не знает Ни заботы, ни труда, Хлопотливо не свивает Долгосвечного гнезда… - Нужно говорить "долговечного", Люся, а не "долго-свечного". - Почему долговечного? - Потому что так Пушкин написал! - А мне больше нравится, когда долгосвечное гнездо! - Мало ли что тебе нравится! Надо учить стихи так, как они написаны. Прочти ещё раз. Люся вперила свой взор в потолок и с той же проникновенностью продекламировала: Птичка божия не знает Ни заботы, ни труда, Хлопотливо не свивает Долго… свечного гнезда! Я остановил чтицу и сказал строго: - К завтрашнему дню ты выучишь "Птичку" заново и будешь говорить "долговечного", а не "долгосвечного". (Тут чёрные загадочные Люсины глаза сердито сверкнули.) А сейчас займёмся арифметикой. Сколько будет два и два? - Четыре. - А два и три? - Пять. - А пять и два? - Семь. - Молодец! Пять и три? Люся вдруг задумалась. Потом сказала шёпотом: - Пять и три не складывается! - Как это - не складывается? Ну-ка, подумай ещё! Она подумала и, покачав своими бантами, повторила упрямо: - Не складывается. - У тебя есть кубики? - Есть. - Давай их сюда. Она взяла коробку с кубиками и выложила их на стол. - Отсчитай три кубика и отложи их в сторону. Она отсчитала и отложила в сторону три кубика. - Теперь отсчитай и отложи в другую сторону пять кубиков. Она отсчитала и отложила пять кубиков. - Теперь смешай обе кучки. Она смешала. - Сосчитай, сколько получится. Она сосчитала и сказала: - Восемь кубиков. - Ну, сколько же будет пять и три? Белые банты снова замотались у меня перед глазами: - Не складывается! - Ты же только что сложила кубики! - Кубики складываются, а цифры не складываются! Нарочно она, что ли? Я вынул из кармана носовой платок и вытер пот, выступивший на лбу. Люся взглянула на меня искоса и аппетитно зевнула. - Ты устала? Она кивнула головой. - Тогда на сегодня хватит! III Так начались мои двухмесячные муки. Нет, она не была тупым, дефективным ребёнком, она капризная, своенравная девочка. Наверное, опытный, умный педагог сумел бы подобрать ключик послушания к её вздорной натуре, но я… Эта маленькая садистка играла со мной, как кошка с мышонком! Сегодня прочтёт "Птичку" правильно, назовёт гнездо "долговечным" - я в душе торжествую победу. Но завтра гнездо снова становится "долгосвечным". Вдруг пять и три у неё "сложилось". Мы вдвоём бурно радуемся этому арифметическому чуду. Завтра пять и три снова "не складывается". С законом божьим дело тоже у нас не ладилось. - Люся, расскажи, как бог сотворил мир. - Плюнул, дунул, сотворил! - Отвечай так, как написано в учебнике. Мы же читали с тобой. Она смотрит на меня в упор, потом переводит глаза на потолок. - Леонид Сергеевич, скажите, пожалуйста, почему мухи ползают по потолку кверху животиками и не падают? - Отвечай, что я тебя спрашиваю! Она хлопает в ладоши и радостно визжит: - Не знаете! Не знаете! Как мне хотелось в такую минуту снять с себя видавший виды ремень и отодрать мою мучительницу как Сидорову козу. Говорить с Люсиными родителями о своих муках мне не хотелось. Во-первых, мне казалось, что это будет похоже на фискальство. А во-вторых, я боялся, что Люсин папа мне тогда откажет в уроке. Денег за первый месяц занятий он мне не заплатил. То у него не было и он просил меня "немного обождать", то он никак не мог найти куда-то запропастившийся ключ от шкатулки с деньгами. Однажды, когда я попросил денег настойчиво, он, поморщившись, пошёл к себе и вынес "катеньку" - николаевскую сторублёвку. - Сдачи найдётся, Лёня? - спросил он, улыбаясь, с нескрываемым ехидством. Сдачи? У меня на стакан семечек не было в кармане. - Тогда… в следующий раз! - сказал агент страхового общества "Россия" и ушёл прятать "катеньку" в свои закрома. Я стал плохо спать, похудел ещё больше. Но из самолюбия маме ни в чём не признавался и советов у неё не просил. День экзаменов в женскую гимназию приближался с неумолимой неотвратимостью, и я понимал, что это будет день моей казни. Так и случилось. Люся провалилась по всем предметам. С тяжёлым сердцем я постучал в дверь знакомого одноэтажного домика. И на этот раз дверь открыл Люсин папа. Он окинул меня уничтожающим взглядом: - Пройдёмте в залу! Когда мы сели, он сказал: - Даже по закону божьему и то… фиаско! Отец протоиерей… партнёр по преферансу… сказал мне: "При всём желании ничего не мог сделать для вас. Что вы за учителя для неё нашли! Гнать надо в шею таких учителей!" Я молчал. - Будущей осенью открывается приготовительный класс, а сейчас… всё псу под хвост, извините за грубое выражение! Я поднялся и, заикаясь, пролепетал, что хотел бы получить свои заработанные деньги. Он стал малиновым и тоже поднялся - грозный, пузатый, непреклонный. - Ну, знаете ли, Леонид Сергеевич… Как это у вас хватает нахальства! Допустим, я заказываю бочку бондарю для дождевой воды, а он, подлец, делает… Я не стал слушать, что делает подлец бондарь, повернулся и ушёл. По переулку навстречу мне вприпрыжку бежала Люся. Белые банты в её косичках плясали какой-то весёлый танчик. Она пела на собственный мотив: Птичка божия не знает Ни заботы, ни труда. Хлопотливо ни свивает… Увидела меня и, показав мне язык, торжествующе проскандировала: Долгосвечного гнезда!.. Больше я никогда в жизни не занимался педагогической деятельностью, но с тех пор стал глубоко уважать учительский труд как очень тяжёлый и лично для меня - непосильный. ................................................... © Copyright: Леонид Ленч |
. |