на главную содержание: Аверченко биография История болезни Русская история Робинзоны Бедствие Невозможное Путаница Американцы Проклятье Воспоминания о Чехове Неизлечимые Без почвы Мозаика Четверо Лекарство Ложь Поэт Лентяй Специалист Двойник Два мира Еврейский анекдот Нервы Большое сердце Апостол Душевная драма Рыцарь индустрии Страшный человек Загадка природы Тайна Дружба Граф Калиостро Незаметный подвиг Сухая масленица Магнит Жена Два преступления В зеленой комнате Анекдоты из жизни Вино Аргонавты классика юмор сатира: хармс рассказы 10 хармс рассказы 20 хармс рассказы 30 хармс рассказы 40 хармс рассказы 50 хармс рассказы 60 хармс рассказы 70 хармс рассказы 80 хармс рассказы 90 хармс рассказы100 хармс анекдоты вся проза хармса: 1 2 3 4 рассказы Зощенко: 20 40 60 80 100 120 140 160 180 200 220 240 260 280 300 320 340 360 380 400 АВЕРЧЕНКО рассказы ТЭФФИ рассказы ДОРОШЕВИЧ рассказы С ЧЁРНЫЙ рассказы Д ХАРМС сборник1 Д ХАРМС сборник2 ЗОЩЕНКО сборник Сатирикон история 1 Сатирикон история 2 О ГЕНРИ рассказы 1 О ГЕНРИ рассказы 2 О ГЕНРИ рассказы 3 О ГЕНРИ рассказы 4 О ГЕНРИ рассказы 5 А ЧЕХОВ рассказы 1 А ЧЕХОВ рассказы 2 А ЧЕХОВ рассказы 3 А ЧЕХОВ рассказы 4 сборник рассказов 1 сборник рассказов 2 сборник рассказов 3 сборник рассказов 4 сборник рассказов 5 сборник рассказов 6 М Зощенко детям Д Хармс детям С Чёрный детям рассказы детям 1 рассказы детям 2 |
АВЕРЧЕНКО рассказы: Загадка природы: День человеческийтексты рассказов Аверченко из сборника "Юмористические рассказы" (1910) Загадка природы Предисловие Всякий, кому довелось читать мои произведения, заметил, что все они проникнуты теплым, ярким светом недюжинного таланта и оригинальности. Я не помню ни одного своего рассказа, который не вызвал бы массы толков и восторженных похвал. Например, вчера: зашел ко мне приятель, с целью перехватить кое-что «до следующей среды». Получив деньги, он положил их в карман, похлопал меня по плечу и дружески сказал: — Читал я на днях твою штучку… Ничего! Да всего и не упомнишь! Читатель обыкновенно замечает хорошие стороны писателя только тогда, когда поднесешь их ему под самый нос. Исходя из этого, я должен обратить внимание читателя на то, что во мне нет и в помине тривиальности и пошлости других жалких писак. Например, в нижеследующем рассказе я пишу о таких невероятных вещах, что всякий здравомыслящий читатель ни крошки не поверит, что это правда… Зная об этом, мои презренные коллеги прибегают в таких случаях к невероятно пошлому и навязшему в зубах приему: они разглагольствуют о самых небывалых, невозможных вещах в продолжение всей повести, и в самом конце вскользь упоминают об очевидце рассказанной им чепухи: — Но тут он… проснулся! Подумаешь, будто читатель без этого поверил бы всем выдуманными нелепостям. И автор, полагающий, что он — крайне хитрый, себе на уме человек, в тысячный раз ставит между «но тут он», и «проснулся» многоточие. Он уверен, что читатель, прочтя, «но тут он», все еще будет думать обо всем рассказанном, как о голой правде, и слово «проснулся» застанет его врасплох, — изумленным и не подготовленным к ошеломляющему разоблачению автора. Совсем не так поступаю я. Нижеследующее покажется читателю неслыханным, странным и необъяснимым, но я утверждаю, что все это было, и малейший признак недоверия к рассказанному глубоко уязвить мою чуткую, впечатлительную душу. * * * Глубокой ночью сидел я в своем тихом уютном кабинете и писал для оккультного журнала статью о загробной жизни. Фактов о загробной жизни у меня было столько же, сколько у любой торговки апельсинами, и это немало огорчало меня. Приходилось фантазировать, что вовсе мне не по душе… Написав несколько строк о том, что души покойников после смерти переселяются на верхушки стоящих около могил деревьев, занимаясь потом, при появлении живых родственников, печальным киванием этими верхушками, я недоверчиво пожал плечами и задумался. — Вот, — говорил я сам себе, — за моей спиной в глубине кабинета висит женский скелет, подаренный мне приятелем… И этот нелепый, никому ненужный костяк знает о загробной жизни в сто раз больше меня, живого человека и царя природы… Я не пожалел бы остатка своей жизни за то, чтобы эта женщина открыла свои костлявые уста и приподняла хотя маленький краешек таинственной завесы загробной жизни. Сзади послышался глухой вздох. Я вздрогнул и насторожился. — Ах! где я? — заскрипело что-то в глубине кабинета. — Какой это идиот осмелился меня повесить? Я вскочил с глазами, готовыми от ужаса выпрыгнуть на пол, и обернулся к скелету. Обладательница его пошевелила рукой и приняла стыдливую позу Венеры, выходящей из воды. Я не мог отвести от нее испуганных глаз и стоял без единого звука, а она, наклонивши череп, застенчиво сказала: — Ах! Не смотрите так на меня! — Как — так? — машинально спросил я. — Так… Все вы, мужчины, одинаковы. Вы, кажется, забыли, что я не одета- Ну, чего же вы стали, как столб? Пошевелитесь! Принесите скорее мне какую-нибудь простыню, да отцепите от этого проклятого гвоздя. Только не смотрите на меня, пока я не оденусь. У-у… Шалун. Она погрозила мне костяшкой пальца и закуталась в поданное мной одеяло. Я снял ее с гвоздя, причем заметил, что она прижалась к моему плечу больше, чем это было нужно. — Боже! — сказала она, запахиваясь в одеяло. — Я одна, в глухую полночь, в кабинете молодого мужчины… Надеюсь, вы на употребите во зло мое безвыходное положение? — Помилуйте, сударыня, — возразил я, незаметно отодвинувшись от неё — Как вы могли подумать… — Да, да… знаю я вас! Все вы сначала говорите Оглядевшись, она взяла со стола скомканную бумажку, потерла ее о рыхлую землю цветочного горшка и стала пудрить свои белые костлявые скулы. — Не смотрите на меня так! Я всегда чернею от смущения, когда мужчина смотрит на меня. — Простите, — пробормотал я. — Я не буду смотреть… — Вы не будете смотреть? — лукаво улыбнулась она страшным оскалом челюстей. — Разве я вам не нравлюсь?.. — О, помилуйте! Вы мне очень нравитесь… гм… Я очень люблю таких… худощавых дам! Я бессовестно льстил ей, надеясь выведать у неё многое из того, что знала она, и что было для меня таким недоступным. Она же приняла мои слова за чистую монету. Почернела, потупилась и, подняв обе руки к черепу, воскликнула: — Ах, какой вы кавалер! Скажите, пожалуйста… У меня прическа не растрепалась? — Нет! — совершенно искренно ответил я, так как прическа ее не могла растрепаться ни при каких обстоятельствах. Она лукаво поглядела па меня пустыми глазницами, if я, собравшись с духом, сказал: — Мадам! — Что вы… — сконфузился скелет… — Я пока мадемуазель… — Неужели? Простите, я не знал. Сударыня! У меня к вам есть большая просьба… Скелет закутался плотнее в одеяло и захихикал: — Ах, нет, нет! Что это вы… Ни за что! — Что — нет? Я вас не понимаю, сударыня… — Да, не понимаете… Все вы, мужчины, не понимаете!.. — Уверяю вас! У меня есть к вам важная просьба: расскажите мне что нибудь о загробной жизни! — Вы не знаете? — улыбнулась она, кокетливо помахивая кончиком ноги, выставившейся из-под одеяла. — Ах, это так интересно!.. Это страшно, безумно интересно! — Да что вы — обрадовался я — Так вы расскажете… — Конечно, конечно! Вы себе и представить не можете, что там делается!.. Только… гм… и вы должны сообщить мне кое-что… — О, сколько угодно! Она наморщила надбровную дугу и деловито сказала: — Merci. Скажите мне: что теперь носят? Будучи уверен, что её мысли заключены в узкий круг мертвецких похоронных интересов, я ответил покачав головой: — Носят? Да все. И мальчиков, и стариков, и цветущих женщин, и младенцев. — Нет! я вас спрашиваю, что в этом сезоне носят? — Холерных больше, — подумав, сказал я. — Не — е-ет! Какой вы, право, непонятливый… Что у вас носят женщины? Ну, узкие рукава — в моде? — Ах, так! Да, бывают узкие, — неопределенно ответил я. — Вы не заметили — на груди есть складки? — Складки? Иногда портнихи их, действительно, делают. Она задумчиво покачала черепом. — Гм… Так я и думала. А скажите… Как нынче юбки? — Юбки? Черные шьют, красные, зеленые… — Нет, нет… А фасон? — Такой, знаете… обтянутый. — Обтянутый?! Ага! Я всегда говорила, что к этому вернутся. Она натянула на своих бедрах одеяло и повернулась передо мной. — Так? — Сударыня! — робко напомнил я. — Вы мне обещали о тамошнем кое-что порассказать… — Да, да… Шляпки, конечно, по-прежнему, большие? — Большие. Сударыня, осмелюсь… — Боже мой! Что вы от меня хотите? — Вы обещали… — Ага, простите! Что же вам рассказать? — Все, подробно… Как там, вообще…. — Ах, вы и вообразить не можете. Надо вам сказать, что умерло нас трое: я, потом одна толстая лавочница и жена адвоката. На мне было белое платье с розовой отделкой, волосы зачесаны назад и на ногах… — Ну? Не перебивайте! А жена адвоката… Можете представить: она была в черном шерстяном и в туфлях без каблуков… Ха-ха! Без каблуков! Ха-ха-ха! Она так расхохоталась, что закашлялась. Потом встала с кресла и, прохаживаясь перед зеркалом, продолжала: — Ну, вот, умираем мы… В тот же день с нами похоронили одного молодого чиновника… Длинный такой был, красивый. С усиками. Мне рассказывали, что на похоронах его была молодая женщина, плакавшая над гробом, и старик, который… — Сударыня!! — И старик, который все качал головой, глядя на него… Понимаете, седой весь… качает и качает головой! А молодая дама, можете представить… — Сударыня!! — Ну, что там еще?.. А потом говорили над его гробом речи. Какой-то толстый сказал: «Обнажим, говорит, наши головы перед прахом этого молодого человека»… Ужасно было трогательно. — Сударыня!.. Я вас просил о загробной жизни, а вы… — Ах, о загробной жизни? Чего же вы раньше не сказали…. Загробная жизнь наша состоит в том, что… Она остановилась перед зеркалом и повернулась к нему спиной. — А сзади меня хорошо облегает? — Хорошо! Так вы говорите, что загробная жизнь… — Да!.. Она состоит в том, чтобы… Ах, досада! Никак я не могу спины увидеть… Она повернула голову так, что затрещали позвонки. — Загробная жизнь наша заключается в том, что мы… Она свернула череп чуть ли не совсем на затылок… Неожиданно — проволока, скреплявшая позвонки, лопнула, и голова с двумя позвонками глухо упала на ковер… Моя собеседница зашаталась и рухнула, рассыпавшись грудой белых костей. — Проклятая, болтливая баба! — злобно вскричал я, вытряхивая ее из одеяла. * * * Потом долго не мог успокоиться, шагая из угла в угол, и только под утро заснул тяжелым сном, томимый неразрешенной загадкой, которая почти давалась в руки: — Что же, наконец, делается на том свете? День человеческий Дома Утром, когда жена еще спит, я выхожу в столовую и пью с жениной теткой чай. Тетка — глупая, толстая женщина — держит чашку, отставив далеко мизинец правой руки, что кажется ей крайне изящным и светски изнеженным жестом. — Как вы нынче спали? — спрашивает тетка, желая отвлечь мое внимание от десятого сдобного сухаря, который она втаптывает ложкой в противный жидкий чай. — Прекрасно. Вы всю ночь мне грезились. — Ах ты господи! Я серьезно вас спрашиваю, а вы все со своими неуместными шутками. Я задумчиво смотрю в ее круглое обвислое лицо. — Хорошо. Будем говорить серьезно… Вас действительно интересует, как я спал эту ночь? Для чего это вам? Если я скажу, что спалось неважно — вас это опечалит и угнетет на весь день? А если я хорошо проспал — ликованию и душевной радости вашей не будет пределов?.. Сегодняшний день покажется вам праздником, и все предметы будут окрашены отблеском веселого солнца и удовлетворенного сердца? Она обиженно отталкивает от себя чашку. — Я вас не понимаю… — Вот это сказано хорошо, искренне. Конечно, вы меня не понимаете… Ей-Богу, лично против вас я ничего не имею… простая вы, обыкновенная тетка… Но когда вам нечего говорить — сидите молча. Это так просто. Ведь вы спросили меня о прошедшей ночи без всякой надобности, даже без пустого любопытства… И если бы я ответил вам: «Благодарю вас, хорошо», — вы стали бы мучительно выискивать предлог для дальнейшей фразы. Вы спросили бы: «А Женя еще спит?» — хотя вы прекрасно знаете, что она спит, ибо она спит так каждый день и выходит к чаю в двенадцать часов, что вам, конечно, тоже известно… Мы сидим долго-долго и оба молчим. Но ей трудно молчать. Хотя она обижена, но я вижу, как под ее толстым красным лбом ворочается тяжелая, беспомощная, неуклюжая мысль: что бы сказать еще? — Дни теперь стали прибавляться, — говорит наконец она, смотря в окно. — Что вы говорите?! Вот так штука. Скажите, вы намерены опубликовать это редкое наблюдение, еще неизвестное людям науки, или вы просто хотели заботливо предупредить меня об этом, чтобы я в дальнейшем знал, как поступать? Она вскакивает на ноги и шумно отодвигает стул. — Вы тяжелый грубиян, и больше ничего. — Ну как же так — и больше ничего… У меня есть еще другие достоинства и недостатки… Да я и не грубиян вовсе. Зачем вы сочли необходимым сообщить мне, что дни прибавляются? Все, вплоть до маленьких детей, хорошо знают об этом. Оно и по часам видно, и по календарю, и по лампам, которые зажигаются позднее. Тетка плачет, тряся жирным плечом. Я одеваюсь и выхожу из дому. На улице Навстречу мне озабоченно и быстро шагает чиновник Хрякин, торопящийся на службу. Увидев меня, он расплывается в изумленной улыбке (мы встречаемся с ним каждый день), быстро сует мне руку, бросает на ходу: — Как поживаете, что поделываете? И делает движение устремиться дальше. Но я задерживаю его руку в своей, делаю серьезное лицо и говорю: — Как поживаю? Да вот я вам сейчас расскажу… Хотя особенного в моей жизни за это время ничего не случилось, но есть все же некоторые факты, которые вас должны заинтересовать… Позавчера я простудился, думал, что-нибудь серьезное — оказывается, пустяки… Поставил термометр, а он… Чиновник Хрякин тихонько дергает свою руку, думая освободиться, но я сжимаю ее и продолжаю монотонно, с расстановкой, смакуя каждое слово: — Да… Так о чем я, бишь, говорил… Беру зеркало, смотрю в горло — красноты нет… Думаю, пустяки — можно пойти гулять. Выхожу… Выхожу это я, вижу, почтальон повестку несет. Что за шум, думаю… От кого бы это? И можете вообразить… — Извините, — страдальчески говорит Хрякин, — мне нужно спешить… — Нет, ведь вы же заинтересовались, что я поделываю. А поделываю я вот что… Да. На чем я остановился? Ах, да… Что поделываю? Еду я вчера к Кокуркину, справиться насчет любительского спектакля — встречаю Марью Потаповну. «Приезжайте, — говорит, — завтра к нам…» Хрякин делает нечеловеческое усилие, вырывает из моей руки свою, долго трясет слипшимися пальцами и бежит куда-то вдаль, толкая прохожих… Я рассеянно иду по тротуару и через минуту натыкаюсь на другого знакомого — Игнашкина. Игнашкин никуда не спешит. — Здравствуйте. Что новенького? — А как же, — говорю, вздыхая. — Везувий вчера провалился. Читали? — Да? Вот так штука. А я вчера в клубе был, семь рублей выиграл. Курите? — Нет, не курю. — Счастливый человек. Деньги все собираете? — Нет, так. — По этому поводу существует… — Хорошо! Знаю. Один другому говорит: «Если бы вы не курили, а откладывали эти деньги, был бы у вас свой домик». А тот его спрашивает: «А вы курите?» — «Нет». — «Значит, есть домик?» — «Нет». — «Ха-ха!» Да? — Да, я именно этот анекдот и хотел рассказать. Откуда вы догадались?.. Я его перебиваю: — Как поживаете? — Ничего себе. Вы как? — Спасибо. До свидания. Заходите. — Зайду. До свиданья. Спасибо. Я смотрю с отвращением на его спокойное, дремлющее лицо и говорю: — А вы счастливый человек, чтоб вас черти побрали! — Почему — черти побрали? — Такой анекдот есть. До свиданья. Заходите. — Спасибо, зайду. Кстати, знаете новый армянский анекдот? — Знаю, знаю, очень смешно. До свиданья, до свиданья. Перед лицом смерти В этот день я был на поминальном обеде. Стол был уставлен бутылками, тарелочками с колбасой, разложенной звездочками, и икрой, размазанной по тарелке так, чтобы ее казалось больше, чем на самом деле. Ко мне подошла вдова, прижимая ко рту платок. — Слышали? Какое у меня несчастие-то… Конечно, я слышал… Иначе бы я здесь не был и не молился бы, когда отпевали покойника. — Да, да… Я хочу спросить долго ли мучился покойник, и указать вдове на то полное риска и опасности обстоятельство, что все мы под Богом ходим, но вместо этого говорю: — Зачем вы держите платок у рта? Ведь слезы текут не оттуда, а из глаз? Она внимательно смотрит на меня и вдруг спохватывается: — Водочки? Колбаски? Помяните дорогого покойника. И сотрясается от рыданий… Дама в лиловом тоже плачет и говорит ей: — Не надо так! Пожалейте себя… Успокойтесь. — Нет!!! Не успо-о-о-коюсь!! Что ты сделал со мной, Иван Семеныч?! — А что он с вами сделал? — с любопытством осведомляюсь я. — Умер! — Да, — вздыхает сивый старик в грязном сюртуке. — Юдоль. Жил, жил человек да и помер. — А вы чего бы хотели? — сумрачно спрашиваю я. — То есть? — недоумевает сивый старик. — Да так… Вот вы говорите — жил, жил да и помер! Не хотели ли вы, чтобы он жил, жил да и превратился в евнуха при султанском дворе… или в корову из молочной фермы? Старик неожиданно начинает смеяться полузадушенным дробненьким смешком. Я догадываюсь: очевидно, его пригласили из милости, очевидно, он считает меня одним из распорядителей похорон и, очевидно, боится, чтобы я его не прогнал. Я одобряюще жму его мокрую руку. Толстый господин утирает слезы (сейчас он отправил в рот кусок ветчины с горчицей) и спрашивает: — А сколько дорогому покойнику было лет? — Шестьдесят. — Боже! — качает головой толстяк. — Жить бы ему еще да жить. Эта классическая фраза рождает еще три классические фразы: — Бог дал — Бог и взял! — профессиональным тоном заявляет лохматый священник. — Все под Богом ходим, — говорит лиловая женщина. — Как это говорится: все там будем, — шумно вздыхая, соглашаются два гостя сразу. — Именно — «как это говорится», — соглашаюсь я. — А я, в сущности, завидую Ивану Семенычу! — Да, — вздыхает толстяк. — Он уже там! — Ну, там ли он — это еще вопрос… Но он не слышит всего того, что приходится слышать нам. Толстяк неожиданно наклоняется к моему уху: — Он и при жизни мало слышал… Дуралей был преестественный. Не замечал даже, что жена его со всеми приказчиками, тово… Слышали? Так мы, глупые, пошлые люди, хоронили нашего товарища — глупого, пошлого человека. Веселье В этот день я, кроме всего, и веселился: попал на вечеринку к Кармалеевым. Семь человек окружали бледную, истощенную несбыточными мечтами барышню и настойчиво наступали на нее. — Да спойте! — Право же, не могу… — Да спойте! — Уверяю вас, я не в голосе сегодня! — Да спойте! — Я не люблю, господа, заставлять себя просить, но… — Да спойте! — Говорю же — я не в голосе… — Да ничего! Да спойте! — Что уж с вами делать, — засмеялась барышня. — Придется спеть. Сколько в жизни ненужного: сначала можно было подумать, что просившие очень хотели барышниного пения, а она не хотела петь… На самом же деле было наоборот: никто не добивался ее пения, а она безумно, истерически хотела спеть своим скверным голосом плохой романс. Этим и кончилось. Когда она пела, все шептались и пересмеивались, но на последней ноте притихли и сделали вид, что поражены ее талантом настолько, что забыли даже зааплодировать. «Сейчас, — подумал я, — все опомнятся и будут аплодировать, приговаривая: „Прелестно! Ах, как вы, душечка, поете…“» Я воспользовался минутой предварительного оцепенения, побарабанил пальцами по столу и задушевным голосом сказал: — Да-а… Неважно, неважно. Слабовато. Вы действительно, вероятно, не в голосе. Все ахнули. Я встал, пошел в другую комнату и наткнулся там на другую барышню. Лицо у нее было красивое, умное, и это был единственный человек, с которым я отдохнул. — Давайте поболтаем, — предложил я, садясь. — Вы умная и на многое не обидитесь. Сколько здесь вас, барышень? Она посмотрела на меня смеющимся взглядом: — Шесть штук. — И все хотят замуж? — Безумно. — И все в разговоре заявляют, что никогда, никогда не выйдут замуж? — А то как же… Все. — И обирать будут мужей и изменять им — все? — Если есть темперамент — изменят, нет его — только обдерут мужа. — И вы тоже такая? — И я. В комнате никого, кроме нас, не было. Я обнял милую барышню крепко, и благодарно поцеловал ее, и ушел от Кармалеевых немного успокоенный. Перед сном Дома жена встретила меня слезами: — Зачем ты обидел тетку утром? — А зачем она разговаривает?! — Нельзя же все время молчать… — Можно. Если сказать нечего. — Она старая. Старость нужно уважать. — У нас есть старый ковер. Ты велишь прислуге каждый день выбивать палкой из него пыль. Позволь мне это сделать с теткой. Оба старые, оба глупы, оба пыльные. Жена плачет, и день мой заканчивается последней, самой классической фразой: — Все вы, мужчины, одинаковы. Ложусь спать. — Бог! Хотя ты пожалей человека и пошли ему хороших-хороших, светлых-светлых снов!.. * * * Ты читал(а) юмористические рассказы Аркадия Аверченко, русского писателя, известного своими смешными рассказами, сатирическими произведениями, миниатюрами, фельетонами. За свою жизнь (1881–1925) Аверченко написал много шуточных рассказов с элементами иронии сатиры сарказма. Много лет прошло, а мы все равно улыбаемся и смеемся, когда читаем и перечитываем эти истории, вышедшие из под пера короля юмористики А. Аверченко. Его яркая проза стала частью классики русской литературы. Аркадий Тимофеевич Аверченко - писатель-юморист, редактор журнала "Сатирикон", сразу покорил современников, присвоивших ему титулы «Короля смеха» и «Рыцаря улыбок». Таланту Аверченко было подвластно все: от юмора и насмешки до злой сатиры, от забавных шутливых зарисовок до острых политических памфлетов. Писатель Аверченко рассказывает юмористические истории, даря читателю здоровый очистительный смех. Главная тема писателя до революции - пороки человеческой природы и общества, а после – противопоставление старой и новой России. На этом сайте собраны, почти все тексты рассказов с юмором Аверченко (содержание слева), которые ты всегда можешь читать онлайн и лишний раз удивиться таланту писателя, улыбнуться над сюжетом, посмеяться над персонажами или критически осмыслить нашу эпоху, страну и людей через призму его сатирических произведений. Спасибо за чтение! © Copyright: Аверченко, Аркадий Тимофеевич |
|