Хармс философ |
рассказы 57 цитаты фразы сборники рассказы 57 |
цитаты хармс. хармс тексты читать. странная философия. |
НА
ГЛАВНУЮ содержание рассказы 41 рассказы 42 рассказы 43 рассказы 44 рассказы 45 рассказы 46 рассказы 47 рассказы 48 рассказы 49 рассказы 50 рассказы 51 рассказы 52 рассказы 53 рассказы 54 рассказы 55 рассказы 56 рассказы 57 рассказы 58 рассказы 59 рассказы 60 НА ГЛАВНУЮ 100 лучших рассказов Хармса рассказы 10 рассказы 20 рассказы 30 рассказы 40 рассказы 50 рассказы 60 рассказы 70 рассказы 80 рассказы 90 рассказы 100 анекдоты проза Хармса: 1 2 3 4 рассказы Зощенко: 20 40 60 80 100 120 140 160 180 200 220 240 260 280 300 320 340 360 380 400 рассказы Аверченко рассказы Тэффи сборник 1 сборник 2 |
. Одиннадцать утверждений Даниила Ивановича Хармса I утверждение. Предметы пропали. II утверждение. Было: Числовой ряд начинается с 2. Единица не число. Единица первое и единственное совершенство. Первое множество, первое число и первое от совершенства — это 2. (Пифагорова Единица). III утверждение. Вообразим, что единица — первое число. IV утверждение. Новая единица подчиняется закону общих чисел. Закон чисел — Закон масс. (Хармсова Единица). V утверждение. Закон единицы ложен — такого Закона нет. Есть только Закон масс. VI утверждение. Предмет обезоружен. Он стручок. Вооружена только куча. VII утверждение. Закон больших и малых чисел один. Разница только количественная. VIII утверждение. И человек и слово и число подчинены одному закону. IX утверждение. Новая человеческая мысль двинулась и потекла. Она стала текучей. Старая человеческая мысль говорит про новую, что она «тронулась». Вот почему для кого-то большевики сумасшедшие. Х утверждение. Один человек думает логически; много людей думают ТЕКУЧЕ. ХI утверждение. Я хоть и один, но думаю ТЕКУЧЕ. всё. Я пишу высокие стихи. 16 марта 1930 Предметы и фигуры, открытые Даниилом Ивановичем Хармсом 1. Значение всякого предмета многообразно. Уничтожая все значения, кроме одного, мы тем самым делаем данный предмет невозможным. Уничтожая и это последнее значение, мы уничтожаем и само существование предмета. 2. Всякий предмет (неодушевлённый и созданный человеком) обладает четырьмя рабочими значениями и пятым сущим значением. Первые четыре суть: 1) Начертательное значение (геометрическое), 2) целевое значение (утилитарное), 3) значение эмоционального воздействия на человека, 4) значение эстетического воздействия на человека. Пятое значение определяется самим фактом существования предмета: Оно вне связи предмета с человеком и служит самому предмету. Пятое значение — есть свободная воля предмета. 3. Человек, вступая в общение с предметом, исследует его четыре рабочих значения. При помощи их предмет укладывается в сознании человека, где и живёт. Если бы человек натолкнулся на совокупность предметов только с тремя из четырёх рабочих значений, то перестал бы быть человеком. Человек же, наблюдающий совокупность предметов, лишённых всех четырёх рабочих значений, перестаёт быть наблюдателем, превратясь в предмет, созданный им самим. Себе он приписывает пятое значение своего существования. 4. Пятым, сущим значением, предмет обладает только вне человека, т. е. теряя отца, дом и почву. Такой предмет «реет». 5. Решающими бывают не только предметы, но также: жесты и действия. 6. Пятое значение шкафа — есть шкаф. Пятое значение бега — есть бег. 7. Бесконечное множество прилагательных и более сложных словесных определений шкафа объединяются словом «шкаф». 8. Разбив шкаф на четыре дисциплины, соответствующие четырём рабочим значениям шкафа, мы получили бы четыре предмета, представляющих в совокупности шкаф. Но шкафа как такового не было бы и такому синтетическому шкафу нельзя бы было приписать пятое значение единого шкафа. Он, смещённый во едино лишь в нашем сознании, обладал бы четырьмя сущими значениями и четырьмя рабочими. В самый же момент смещения вне нас жили бы четыре предмета, обладающие по одному сущему и по одному рабочему значению. Натолкнись на них наблюдатель — он был бы не человеком. 9. Предмет в сознании человека имеет четыре рабочих значения и значение как слово (шкаф). Слово шкаф и шкаф — конкретный предмет существуют в системе конкретного мира наравне с другими предметами, камнями и светилами. Слово — шкаф существует в системе понятий наравне со словами: человек, бесплодность, густота, переправа и т. д. 10. Пятое сущее значение предмета в конкретной системе и в системе понятий различно. В первом случае оно свободная воля предмета, а во втором — свободная воля слова (или мысли, не выраженной словом, но мы будем говорить лишь о выраженных в слово понятиях). 11. Любой ряд предметов, нарушающий связь их рабочих значений, сохраняет связь значений сущих и по счёту пятых. Такого рода есть ряд нечеловеческий и есть мысль предметного мира. Рассматривая такой ряд, как целую величину и как вновь образовавшийся синтетический предмет, мы можем приписать ему новые значения, счётом три: 1) начертательное, 2) эстетическое и 3) сущее. 12. Переводя этот ряд в другую систему, мы получим словесный ряд, человечески БЕССМЫСЛЕННЫЙ. 8 августа 1927 года .......................
Даниил Хармс |
.
. необычная философия, оригинальные тексты. |