Михаил Зощенко |
рассказ 225 рассказ - МОНАСТЫРЬ рассказ 225 |
рассказ МОНАСТЫРЬ. Зощенко МОНАСТЫРЬ. юмористические рассказы. |
НА ГЛАВНУЮ содержание рассказ 221 рассказ 222 рассказ 223 рассказ 224 рассказ 225 рассказ 226 рассказ 227 рассказ 228 рассказ 229 рассказ 230 рассказ 231 рассказ 232 рассказ 233 рассказ 234 рассказ 235 рассказ 236 рассказ 237 рассказ 238 рассказ 239 рассказ 240 лучшие рассказы Хармса хармс 10 хармс 20 хармс 30 хармс 40 хармс 50 хармс 60 хармс 70 хармс 80 хармс 90 хармс 100 анекдотики проза Хармса: 1 2 3 4 рассказы Зощенко: 20 40 60 80 100 120 140 160 180 200 220 240 260 280 300 320 340 360 380 400 рассказы Аверченко рассказы Тэффи сборник 1 сборник 2 |
. В святых я, братцы
мои, давненько не верю. Еще до революции. А что до бога, то в бога
перестал я верить с монастыря. Как побывал в монастыре, так и закаялся.
Конечно, все это верно, что говорят про монастыри — такие же монахи люди, как и мы прочие: и женки у них имеются, и выпить они не дураки, и повеселиться, но только не в этом сила. Это давно известно. А вот случилась в монастыре одна история. После этой истории не могу я спокойно глядеть на верующих людей. Пустяки ихняя вера. А случилась это, братцы мои, в Новодеевском монастыре. Был монастырь богатый. И богатство свое набрал с посетителей. Посетители жертвовали. Бывало, осенью, как понапрут всякие верующие, как начнут лепты вносить — чертям тошно. Один вносит за спасение души, другой за спасение плавающих и утопающих, третий так себе вносит — с жиру бесится. Многие вносили — принимай только. И принимали. Будьте покойны. Ну, а конечно, который внесет — норовит уж за свои денежки пожить при монастыре и почетом попользоваться. Да норовит не просто пожить, а охота ему, видите ли, к святой жизни прикоснуться. Требует и келью отдельную, и службу, и молебны. Ублаготворяли их. Иначе нельзя. А только осенью келий этих никак не хватало всем желающим. Уж простых монахов вытесняли на время по сараям, и то было тесно. А с начала было удивительно — с чего бы это народ сюда прет? Что за невидаль? Потом выяснилось: была тут и природа богатая, климат, и, кроме того, имелась приманка для верующих. Жили в монастыре два монаха молчальника, один столпник и еще один чудачок. Чудачок этот мух глотал. И не то, чтобы живых мух, а настойку из мух пил натощак. Так сказать, унижал себя и подавлял свою плоть. Бывало, с утра пораньше, народ соберется вокруг его сарайчика и ждет. А он, монах то есть, выйдет к народу, помолится, поклонится в пояс и велит выносить чашку. Вынесут ему чашку с настойкой, а он снова поклонится народу и начнет пить эту гнусь. Ну, народ, конечно, плюется, давится, которые слабые дамы блюют и с ног падают, а он, сукин кот, вылакает гнусь до дна, не поморщится, перевернет чашку, дескать, пустая, поклонится и к себе. Только его и видели до другого дня. Один раз пытались верующие словить его, дескать, не настоящая это настойка из мух. Но только верно — честь-честью. Монах сам показал, удостоверил и сказал народу: — Что я, бога, что ли, буду обманывать? После этого слава пошла о нем большая. А что до других монахов — были они не так интересны. Ну, хотя бы молчальники. Ну, молчат и молчат. Эка невидаль! Столпник тоже пустяки. Стоит на камне и думает, что святой. Пустяки! Был еще один такой — с гирькой на ноге ходил. Этот нравился народу. Одобряли его. Смешил он верующих. Но только долго он не проходил — запил, гирьку продал и ушел восвояси. А все это, конечно, привлекало народ. Любопытно было. Оттого и шли сюда. А шли важные люди. Были тут и фоны, и бароны, и прочая публика. Но из всех самый почетный и богатый гость был московский купчик, Владимир Иванович. Много денег он всадил в монастырь. Каялся человек. Грехи замаливал. — Я, — говорил он про себя, — всю жизнь грешил, ну, а теперь пятый год очищаюсь. А старенький это был человек! Бороденка была у него совсем белая. И, на первый взгляд, он был похож на святого Кирилла или Мефодия. Чего такому-то не каяться? А приезжал он в монастырь часто. Бывало, приедет, остановит коляску версты за три и прет пешком. Придет вспотевший, поклонится братии, заплачет. А его под ручки. Пот с него сотрут, и водят вокруг, и шепчут на ухо всякие пустяки. Ну, отогреется, проживет недельку, отдарится и снова в город. А там опять в монастырь. И опять кается. А каялся он прямо на народе. Как услышит монастырский хор — заплачет, забьется: «Ах, я такой! Ах, я этакий!» Очень на него хор действовал. Жалел только старик, что не дамский это монастырь. — Жаль, — говорил, — что не дамский, а то я очень обожаю самое тонкое пение сопран. Так вот, был Владимир Иванович самый почетный гость. А от этого все и случилось. Продавалось рядом с монастырем имение. Имение дворянское. «Дубки». Имение удобное — земли рядом. Вот игумен и разгорелся на него. Монахи тоже. Стал игумен вместе с экономом мозгами раскидывать — как бы им подобрать к своим рукам. Да никак. Хоть и денег тьма, да купить нельзя. По закону не показано. По закону мог монастырь землю получить только в дар. Вот игумен и придумал механику. Придумал он устроить это дело через Владимир Иваныча. Посетитель почтенный, седой — купит и подарит после. Только и делов. Ну, так и сделали. А купчик долго отнекивался. — Нет, — говорил, — куда мне! От мирских дел я давно отошел, мозги у меня не на то самое направлены, а на очищение и на раскаяние — не могу, простите. Но уломали. Мраморную доску обещали приклепать на стене с заглавием купчика. Согласился купчик. И вот дали ему семьдесят тысяч рублей золотом, отслужили молебствие с водосвятием и отправили покупать. Покупал он долго. Неделю. И приехал назад в монастырь вспотевший и вроде как не в себе. Приехал утром. С экипажа не слез, к игумену не пошел, а велел только выносить свои вещи из кельи. Ну, а монахи, конечно, сбежались — увидели. И игумен вышел. — Здравствуйте, — говорит. — Сходите. — Здравствуйте, — говорит. — Не могу. — Отчего же, — спрашивает, — не можете? Не больны ли? Как, дескать, ваше самочувствие и все такое? — Ничего, — говорит Владимир Иванович, — спасибо. Я, говорит, приехал попрощаться да вещички кой-какие забытые взять. А сойти с экипажа не могу — ужасно тороплюсь и вообще. — А вы, — говорит игумен, — через не могу. Какого черта! Нужно нам про дело говорить? Купили? — Купил, — отвечает купчик, — обязательно купил. Такое богатое имение не купить грешно, отец настоятель. — Ну, и что же? — спрашивает игумен. — Оформить надо… Дар-то… — Да нет, — отвечает купчик. — Я, говорит, раздумал. Я, говорит, не подарю вам это имение. Разве мыслимо разбрасываться таким добром? Что вы? Чего тут и было после этих слов — невозможно рассказать. Игумен, конечно, ошалел, нос у него сразу заложило — ни чихнуть, ни сморкнуться не может. А эконом — мужчина грузный — освирепел, нагнулся к земле и, за неимением под рукой камня, схватил гвоздь этакий длинный, барочный, и бросился на Владимир Иваныча. Но не заколол — удержали. Владимир Иванович побледнел, откинулся в экипаже. — Пущай, — говорит, — пропадают оставленные вещи. И велел погонять. И уехал. Только его и видели. Говорили после, будто он примкнул к другому монастырю, в другой монастырь начал жертвовать, но насколько верно — никто не знает. А история эта даром не прошла. Которые верующие монахи стали расходиться из монастыря. Первым ушел молчальник. — Ну, — говорит, — вас к чертям собачьим! Плюнул и пошел, хотя его и удерживали. А засим ушел я. Меня не удерживали. ..........................................
писатель - Михаил Зощенко |
Михаил Зощенко. лучшие рассказы с юмором. . . юмор рассказы Зощенко, смешные рассказы юмор сатира, небольшие рассказы о жизни. |