НА ГЛАВНУЮ СОДЕРЖАНИЕ: СБОРНИК "ДЕТИ" Руководство к рождению Под столом Три желудя Душистая гвоздика Кулич Продувной мальчишка Разговор в школе Костя ЧУДЕСА В РЕШЕТЕ: Эхо церкви Пирамида Хеопса Американец Резная работа Отчаянный Как женился Окружающие Роковой Воздуходуев Материнство Исповедь Кустарная работа Необыкновенный Воспоминания о Чехове Рассказ о Ниночке Ласковые рассказы О МАЛЕНЬКИХ ДЛЯ БОЛЬШИХ: Дети День делового человека Грабитель Вечером Детвора Блины Доди Ресторан Галочка Страшный Мальчик Рассказ для Лягушонка Красивая женщина Человек за ширмой Маня мечтает КАРАСИ И ЩУКИ: Крыса на подносе Борьба с роскошью Одесситы Один час Министр Благородная кровь Позитивы негативы Калифорния Начальник Оккультные науки Исторические рассказы РАССКАЗЫ А.АВЕРЧЕНКО: АВЕРЧЕНКО рассказы 1 АВЕРЧЕНКО рассказы 2 АВЕРЧЕНКО рассказы 3 АВЕРЧЕНКО сатира 4 АВЕРЧЕНКО про детей классика юмор сатира: ТЭФФИ рассказы ДОРОШЕВИЧ рассказы С ЧЁРНЫЙ рассказы Д ХАРМС сборник1 Д ХАРМС сборник2 ЗОЩЕНКО сборник Сатирикон история 1 Сатирикон история 2 А ЧЕХОВ рассказы 1 А ЧЕХОВ рассказы 2 А ЧЕХОВ рассказы 3 А ЧЕХОВ рассказы 4 сборник рассказов 1 сборник рассказов 2 сборник рассказов 3 сборник рассказов 4 сборник рассказов 5 сборник рассказов 6 М Зощенко детям Д Хармс детям С Чёрный детям рассказы детям 1 рассказы детям 2 |
А.Аверченко: Кустарная работа: рассказычитайте Аркадия Аверченко тексты - из сборника "Чудеса в решете" (1918) Кустарная работа На глухой улице южного городка стоял дом с садом, принадлежащей Ивану Авксентьевичу Чеботаренку. Мой приятель, столичный художник Здолбунов и я - мы гостили у тароватаго Чеботаренка весь май месяц и часть июня. Хорошо было. Цвела сирень, цвела акация, цвело все, на что только падали жаркие поцелуи солнца, и все мы ходили, как полупьяные. В день именин хозяина, вечером, когда луна залила серебристо-зеленым светом сирень в саду и тополя, я ушел от гостей в свою комнату, бросился на кровать и долго лежал так, часто и сильно дыша ароматом щедрой сирени, доносившейся из открытого, выходившего в сад, окна. Хорошо было. Я в этот момент никого не любил и, вообще, в это время никого не любил, но чувствовал, что скоро полюблю сильно, сокрушающе и что эта любовь будет счастливая, долгая. Запах сирени может многое рассказать, если в него, как следует, вникнуть. За окном раздался голос моего приятеля, художника: - Вот тут скамеечка есть. Тихо, безлюдно, и сирень безумствует кругом. Сядем, Марья Николаевна. Женский голос поправил: - Какая я вам Марья Николаевна?! Я Ольга Николаевна. Неужели вы еще не запомнили? - Я-то не запомнил?! Таковский я, чтобы не запомнить. Нет, я запомнил, но только вам больше идет имя - Маруся. Марья Николаевна. - Да уж вы сумеете вывернуться, знаю я вас. - Какие у вас холодные руки, Ольга Николаевна. - А вы откуда знаете? - Да я одну из них взял. - Зачем же вы это делаете? Оставьте; не надо. - Почему не надо? А, может быть, я хочу поцеловать вашу руку. - Это совсем лишнее. - Нет, не лишнее. У вас красивые руки, Марья Ник… Ольга! Ольга Николаевна!! - Ну, уж нашли тоже красоту. Вероятно, всем женщинам говорите одно и то же. - Если бы все женщины были похожи на вас, я бы говорил им то же самое. - А что же, я разве не такая женщина, как другие? - Вы? Вы особенная. В вас есть что-то такое… что-то, знаете, такое… - Ой, руке больно. Не жмите. - Ну, ничего. Я ее поцелую, все и пройдет. - Знаете, почему я держу вашу левую руку, a не правую? - Почему? - Левая ближе к сердцу. - Так вы говорите - какая я? - Вы? Особенная какая-то. Пауза. Потом раздался притихший голосок Ольги Николаевны: - Странно. Это говорите не вы первый. - Ну, вот видите! Какие у вас красивые плечи. - Оставьте. Ну, так что же во мне особенного? - В вас есть какое-то обаяние. Меня влечет к вам. Ведь мы познакомились только нынче за обедом, a мне кажется, будто мы с вами знакомы давно-давно. - Какой вы странный. - Да… Меня все находят странным. Я не такой, как другие. - А какой же вы? - Какой? Да, знаете, долго говорить. Но только вы меня не должны бояться. - Почему у вас такая рука холодная? - Сердце горячее. Долгая пауза. - Виктор Михайлович! - Ну? - О чем вы так глубоко задумались? - Что? Эх!.. Не стоит говорить. Нет. Нельзя. Не расспрашивайте. - Наверное, о какой-нибудь из ваших много численных симпатий? - О, Марья Николаевна… Как вы далеки от истины! - Ольга я Николаевна! Какая я вам Марья Николаевна?! С кем вы меня путаете?.. - Это я нарочно назвал вас Марьей Николаевной, чтобы посмотреть: ревнивая ли вы? - Да уж вы сумеете вывернуться. Вас на это взять. И своеобразная гордость прозвучала в голосе Ольги Николаевны. Будто она уже начала гордиться своим собеседником. - Так о чем же вы так задумались? - О чем? Вернее - о ком. - Ну, о ком? - Нет, зачем, Map… Ольга Николаевна! Лучше не говорить… Скажу только одно; ваше имя надолго запечатлеется в моем сердце, как что-то милое дорогое и сладко-печальное. - Ну, не надо быть таким… Ей Богу, вы странный. Так о ком же вы думали? - Сказать? А вы не раз сердитесь? - Нет. Почему же? - Вот если вы меня поцелуете, тогда скажу. - С какой же стати я вас буду целовать! Нельзя. Я замужем. - Серьезно?! - Конечно. Пауза. - Ну, так что ж такое, что вы замужем? - Как что? Вот, ей Богу… Какой вы странный. - Жизнь меня сделала странным, милая Оля. - Не смейте меня так называть. - Хорошо, Оля. Не буду. - То-то. Так о ком же вы думали? - О вас. - Интересно знать, что-же вы обо мне думали? - Я думал: сколько вы счастья можете дать тому человеку, который вас полюбит. - Наверное, всем женщинам говорите то же самое. - Я?! Нет. Чего мне! Только вам и говорю. - Отчего вы такой печальный, Виктор Михайлович? - У меня жизнь печально сложилась, Оленька. - Бедный мой, бедный; ну, дайте, я вас по головке поглажу. Оставьте: Пустите! Не смейте меня целовать! Я кричать буду! Лежа у себя на кровати, я нервно насторожился, вот сейчас раздастся пронзительный крик. Крика не было. Тишина, на секунду прерванная звуком поцелуя, царила за окном. - Слушайте, если вы будете так себя вести - я уйду. - Ну, не надо уходить. - Да уж я знаю вас - вы умеете женщин уговаривать. Дайте слово, что больше этого не будет. - Чего? - Вот этих… поцелуев… - Дам слово… С одним условием, - чтобы завтра вы пришли ко мне. Я покажу вам свои рисунки. Вы любите искусство? - Страшно! - Ну, вот видите. Вы такая чуткая, понимающая и вдруг заброшены в эту глушь. Я понимаю, каково вам приходится. У вас красивая душа. Так придете? - Я приду с одним условием: дайте мне слово, что вы не позволите себе ничего лишнего. - Лишнего? Что вы, Оленька?!. За кого вы меня принимаете. Ничего лишнего. Будет самое необходимое. - Ну, пойдемте отсюда… А то ушли и пропали… - даже неприлично. Только послушайте… Виктор Михайлович… Вы, наверное, меня не уважаете. Только сегодня познакомились, a мы уже с вами… и целовались… - Ольга Николаевна! Разве можно говорить о каком-то там уважении, если налицо любовь! Разве можно заботиться о каком-то насморке, если у человека брюшной тиф? - Да уж я вас знаю… Вы умеете красиво говорит… Ну, идите вперед, a я с другой стороны выйду. Через полчаса Здолбунов, насвистывая что-то, зашел в мою комнату. - Ты тут? Что это ты делаешь в одиночестве? - Здолбунов! Я все слышал, о чем ты говорил с Ольгой Николаевной. Он засмеялся. - Стыдно подслушивать, дитя мое. - Знаешь, Здолбунов… я записал весь ваш разговор. Почти дословно. Не хочешь ли прочитать? Он взял из моих рук бумажку и внимательно прочел ее. - А ведь, ей Богу, недурно. - Это? Недурно?! Здолбунов! Ты, который читаешь рефераты по искусству, ты, который имеешь жену - чуткого, тонкого, умного человека, ты, который… - "О ты, Катилина"! Успокойся, милый. Запомни мудрые слова человека Здолбунова: на кита ходят с гарпуном, a на пескаря достаточно примитивнейшего крохотного стального крючка. Крючка кит даже не заметит; гарпуном пескарь будет раздавлен, как букашка. Все на свете разумно, и Марья Николаевна… - Ольга!! - Ну, Ольга. И Ольга Николаевна получит если и не мое уважение, то мою краткосрочную любовь. - Да уж вы, мужчины, умеете говорить. На это вас взять, - засмеялся я. А в окно врывался сладкий, ласковый запах сирени и все оправдывал, и все оправдывал, и все оправдывал. Отдел III. Те, которые действуют на нервы Приезжий Сельдяев Я прислушался… Из передней донесся голос моей горничной: - Барин дома, но очень занят. Другой голос приветливо согласился. - Ага… Так, так. Это хорошо. Ну, пусть себе занимается. Я мешать не буду. Доложите, что я хочу его видеть… - Да барин занят. Пишет. - Ну, вот и хорошо. Наверное, какую-нибудь забавную вещь пишет. Скажите, что я хочу его видеть… - Барин сказал, что его отрывать нельзя. - Да я и не оторву. Ей Богу. Только десять минут. Желает, мол, видеть его Сельдяев. Он меня примет. - А они сказали, что никого не будут принимать, - Ну да. Вообще. А я Сельдяев. Голос у него был кроткий, убедительный, как у человека, который погряз с головой в разных деликатностях. - Не знаю уж, как и быть. - Вы только скажите ему, что я из провинции. Этого он мог бы и не говорить. Весь предыдущий разговор достаточно убедил меня в этом. Я с силой бросил перо на письменный стол, вскочил, выбежал в переднюю и, заложив руки - Что? - Мамочка! - закричал он, умиленный. - Не узнает! Вот смехи-то… Сельдяева не узнал. Да какая же жизнь после этого… Дайте-ка я перво-наперво вас облобызаю. Он привлек меня к себе, a горничная в это время стаскивала с его плеч шубу. Вышло так, что мы спутались в один странный комок, состоящий из горничной, Сельдяева, шубы его и меня. - Простите, не узнаю, - пролепетал я, прижимая Сельдяева к сердцу. - Сельдяева-то? Помните, вы в Армавире у нас читали лекцию, a я зашел приветствовать вас от имени армавирского общества любителей таксомоторной езды. Еще после мы с Гугенбергом и Чихалиным вас на таксомоторе возили, город показывали. Кстати, знаете, Чихалин-то… Кинематограф открывает в Армавире. - Что вы говорите! - деликатно поразился я. - Это неслыханно! Кто бы мог подумать… Эх, Чихалин, Чихалин… Не выдержала русская душа окружающей беспросветной мглы… Садитесь. - Сяду. Я ведь вам мешать не буду. У меня только одна просьба: покажите мне ваш Петроград. Я поглядел на Сельдяева; взглянул на неоконченную рукопись. Первый, все равно, не отстанет; вторую, все равно, окончить не удастся. - Пойдем, - сказал я. - А работа? Вы не беспокойтесь, пишите. Я минуточек пять подождать могу. - Что вы! Тут работы часа на два. - Ну, тогда, конечно, бросьте. Хе-хе… Сельдяевы не каждый день в Петроград приезжают. Верно? - Пойдем. Мы оделись и вышли. - Вот это Невский проспект, - сказал я приостановившись, чтобы полюбоваться на его ошеломленное лицо. Однако, лицо его было спокойно, как морской залив в тихое летнее воскресенье. - Невский?.. Так, так. Далеко тянется? - Верст десять! Я опять искоса взглянул на него. - Десять? Так. Но это в обе стороны? "Нет, - подумал я, - улицей его не удивишь. А что ты, голубчик, запоешь, когда увидишь Казанский собор?!.". - Это вот Казанский собор. Каково, а? Хотите внутрь зайти? - Нет, зачем же, - пожал он плечами. - Собор как собор. - Ну, не скажите… Колонны-то все таки… Видали, какие? - Да, серые. Сто штук будет? - Что вы, - сказал я, и хотел добавить: "меньше" но потом решил ошеломить его. - Больше! Около трехсот. - С каждой стороны или в общем? Я резко повернулся: - Пойдем. Желание поразить этого человека пропало во мне. Я вяло водил его за руку и не менее вяло указывал вялым пальцем: - Исаакиевский собор. Полтораста миллионов обошелся. Сельдяев значительно поджимал губы и, подняв одну бровь, спрашивал: - С землей или без земли? - А это вот Нева. Видите? Он перегнулся через перила и стал рассматривать реку так, будто бы хотел разглядеть какое-то насекомое, ползущее внизу. - Это вот Нева и есть? - Нева. Кажется, что не широка, a на самом деле обман зрения: пять верст! Никакого изумления не отпечатлелось на его лице. - Ну, вода-то здесь, говорят, ядовитая, - задумчиво опершись о перила, промямлил он. - Вода? Страшно ядовитая. На один кубический сантиметр воды четыре миллиарда бактерий. Ежели нападут все вместе, человека растерзать могут. - Так, так. А эта штучка там торчит - что это такое? - Где? - Вот эта. Кривая какая-то. - Это - Троицкий мост! (Мы стояли от него в ста шагах). Хорошая "штучка"!.. Одна постройка обошлась полтораста милл… (все равно!) миллиардов. - Все-таки, он металлический? - А вы какой же хотели? - Да нет, я так. Мне все равно. Металлический так металлический. Я призадумался. - Когда кессоны устанавливали, - около трех тысяч народу погибло. Это был единственный раз, когда он изменил себе, заметив: - Ну, на такой большой мост неудивительно, - что столько народу пошло. Я сразу погас, потух, обессилел и побрел, еле перебирая ногами и неохотно влача Сельдяева за руку. Были впереди еще - музеи, памятники, вся красота и мощь Петрограда. Но - что это все Сельдяеву? Я решил не церемониться с ним. * * * Мы шли по какой-то неизвестной мне узкой улице; я указал на серый двухэтажный дом и значительно сказал: - Самый знаменитый дом в Петрограде - А что? - Здесь Пушкин написал своего "Евгения Онегина". - Пушкин? - переспросил Сельдяев. - Александр Сергеевич? - Да. - Он тут что же… всегда жил или так только… Для "Онегина" поселился? - Специально для "Онегина". Заплатил за квартиру двадцать тысяч. Печать холодного равнодушия лежала на каменном лице Сельдяева. - Вы что же думаете, - сурово спросил я - Что прежние 20 тысяч все равно, что теперешние? Теперь это нужно считать в 50 тысяч! - Гм… да! А он за "Онегина"-то много получил? Я бухнул: - Около трехсот тысяч. - Ну, тогда, значит, - рассудительно заметил Сельдяев, - ему можно было за квартиру такие деньги платить. Мы, молча зашагали дальше. - А вот этот дом - видите? Тут несколько лет тому назад произошла страшная драма: один молодой человек вырезал обитателей четырех квартир. - Это сколько ж народу? - Да около так… пятидесяти человек. Он осмотрел фасад и спросил: - В один день? - А то как же? - Этак, пожалуй, и не успеешь, если без помощников. За что же он их? - Из мести. Они съели его любимую невесту. Сельдяев качнул головой. - Людоеды, что ли? - Нет!! - отрезал я, дрожа от негодования. - Это был такой клуб, где ради забавы каждый день ели по человеку. И полиция молчала, потому что ей платили около трех миллионов в год. - Рублей? - Нет, фунтов стерлингов!!! В фунте - 9 рублей 60 копеек. - Английские фунты? - Да! Да! Он улыбнулся краешком рта. - Гм! Просвещенные мореплаватели… * * * - Стойте! Вот дом, который вас позабавит. Здесь помещается питомник полицейских собак. Есть тут одна собака Фриц, которая не только разыскивает преступников, но и допрашивает их. - Овчарка? - спросил он, оглядев фасад. - Черт ее знает!! Недавно захожу я сюда, a она сидит за столом и спрашивает какого-то парня: "Как же вы говорите, что были в тот вечер на Выборгской стороне, когда я нашла ваши следы на лестнице дома Гороховой улицы?" Так парень на колени. "Ваше высокородие! Не велите казнить, велите слово молвить!.. Так точно, повинюсь перед вами". - Да, да. - сказал Сельдяев, шумно вздыхая. - Читал и я, что где-то в цирке показывали собаку, которая разговаривает; потом кошку… тоже. Показывали… которая разговаривает… Я погасил искорку ненависти, мелькнувшую у меня в глазах, и сказать, хлопнув его по плечу: - Так слушайте, что же дальше! Собака, значить, к нему: "А так, ты сознаешься?!" - "Так точно. Только вот что, ваше высокородие; так как говорим мы глаз-на-глаз, то разделимся по совести. Я вам бриллиантовые сережки отдам, что украл, a вы меня отпустите…" И кладет перед ней серьги. Собака только плечами пожала: "куда мне они… Ведь всем ювелирам приметы и описание сережек разосланы. Попадусь еще… Есть у тебя рублей пятьдесят наличными - так дай. Тогда черт с тобой, иди куда хочешь". - "Тридцать пять есть!" - "Ну, ладно, давай, да сережки то не здесь сбывай, a где-нибудь в Берлине или Дрездене!" Опустила деньги в карман да прочь со стола. Сельдяев выслушал меня, и в глазах его мелькнула тень интереса к моему рассказу. - Да откуда ж у нее карман? - Карман сюртука. Они ведь одеваются в форменные сюртуки. Шашка. Сапоги. Свисток. Жалованье 11 рублей с полтиной. Но Сельдяев снова погас. Взял меня под руку и спросил: - Ну, a что тут у вас, вообще, в Петрограде интересного? - Вы лучше расскажите, что у вас слышно в Армавире? Он остановился, обернулся ко мне, и лицо его сразу оживилось. - Да ведь я вам и забыл сказать: вот будете поражены… Ерыгина помните? - Не помню. - Ну, как же. Так можете представить, этот Ерыгин решил ехать в Сибирь! Нашел в Иркутске магазин, который ему передали на выгодных условиях - и переезжать туда… Не чудак ли?.. Что вы на это скажете?! И он залился закатистым смехом. - Господи Иисусе! Кто бы мог подумать! - воскликнул я и вслед за ним залился смехом. Как это часто бывает, смеялись мы по разным поводам. © Copyright: Аверченко Аркадий |
|