НА ГЛАВНУЮ СОДЕРЖАНИЕ: СБОРНИК "ДЕТИ" Руководство к рождению Под столом Три желудя Душистая гвоздика Кулич Продувной мальчишка Разговор в школе Костя ЧУДЕСА В РЕШЕТЕ: Эхо церкви Пирамида Хеопса Американец Резная работа Отчаянный Как женился Окружающие Роковой Воздуходуев Материнство Исповедь Кустарная работа Необыкновенный Воспоминания о Чехове Рассказ о Ниночке Ласковые рассказы О МАЛЕНЬКИХ ДЛЯ БОЛЬШИХ: Дети День делового человека Грабитель Вечером Детвора Блины Доди Ресторан Галочка Страшный Мальчик Рассказ для Лягушонка Красивая женщина Человек за ширмой Маня мечтает КАРАСИ И ЩУКИ: Крыса на подносе Борьба с роскошью Одесситы Один час Министр Благородная кровь Позитивы негативы Калифорния Начальник Оккультные науки Исторические рассказы РАССКАЗЫ А.АВЕРЧЕНКО: АВЕРЧЕНКО рассказы 1 АВЕРЧЕНКО рассказы 2 АВЕРЧЕНКО рассказы 3 АВЕРЧЕНКО сатира 4 АВЕРЧЕНКО про детей классика юмор сатира: рассказы Зощенко: 20 40 60 80 100 120 140 160 180 200 220 240 260 280 300 320 340 360 380 400 АВЕРЧЕНКО рассказы ТЭФФИ рассказы ДОРОШЕВИЧ рассказы С ЧЁРНЫЙ рассказы Д ХАРМС сборник1 Д ХАРМС сборник2 ЗОЩЕНКО сборник Сатирикон история 1 Сатирикон история 2 А ЧЕХОВ рассказы 1 А ЧЕХОВ рассказы 2 А ЧЕХОВ рассказы 3 А ЧЕХОВ рассказы 4 сборник рассказов 1 сборник рассказов 2 сборник рассказов 3 сборник рассказов 4 сборник рассказов 5 сборник рассказов 6 М Зощенко детям Д Хармс детям С Чёрный детям рассказы детям 1 рассказы детям 2 |
Аверченко: Отчаянный человек: Первый анекдот обо мне: рассказычитайте Аркадия Аверченко рассказы - из сборника "Чудеса в решете" (1918) Отчаянный человек I …Поезд тронулся. Мы поместились трое в ряд на мягком вагонном диване: я у окна, мой приятель Незапяткин посредине, а по правую его руку - какой-то неизвестный нам человек, с быстрыми черными глазами, потонувшими в темно-синих впадинах. Одет он был в черный сюртук, a на шее было намотано такой неимоверной длины кашне, что шея, голова и плечи напоминали гигантскую катушку ниток. Едва поезд тронулся, как я вынул из кармана журнал и, примостившись поближе к окну, погрузился в чтение. - Как мы мало заботимся о своем здоровье, - заметил вдруг незнакомец, обернувшись ко мне с самым приветливым видом. - А что? - Да вот, например, вы читаете… Знаете ли вы, что чтение в вагоне поезда, находящегося в движении - гибель для глаз. - Ну, уж и гибель! - Вот, вот! все вы, господа, так рассуждаете… Мне говорил один немецкий ученый профессор, что чтение в вагоне - это яд для человеческого глаза. Лучше, говорил он, сразу взять и выжечь свои глаза кислотой, чем губить их в несколько приемов. Ужас! - Да в чем же тут вред? - А как же. Как вам известно, хрусталик глаза состоит из светлой бесцветной жидкости, находящейся в особом резервуаре. И вот если вы напрягаете хрусталик, то находящаяся в нем жидкость в связи с колебательными движениями вагона начинает постепенно высыхать… А в связи с этим высыханием начинает съеживаться и коробиться резервуар; яблоко глаза делается не круглым, упругим и плотным, как теперь, a вялым и мягким, будто бурдюк, из которого вылили вино. И вот однажды утром вы просыпаетесь и - простите за дешевый каламбур - вдруг видите, что ничего не видите. Вот вы сейчас, например, ощущаете некоторую сухость в глазу? - Да… Как будто… Немножко. - Ну, вот!.. Начинается… Извольте видеть. Он замолчал. Я быстро перелистал журнал, сразу увидел, что чтение там было неинтересное и, поэтому, свернув его в трубку, положил на верхнюю полочку. - Разрешите мне посмотреть ваш журнал, - попросил незнакомец. - Пожалуйста! Только почему вы-то будете портить себе глаза? - Ах, я в этом отношении совершеннейший безумец. Так расстраивать себе здоровье, как я - может только самоубийца. Однажды мне дали кокаин и что же! Я стал его глотать чуть не чайными ложками. В Самаре я купался прошлым летом в проруби, a в Петрограде мне случалось пользоваться папиросами, вынутыми из кармана умершего чумного. Незапяткин всплеснул руками. - Господи, какой ужас! Кровь холодеет. - Еще бы. Конечно, есть опасности явные и есть тайные. Вот, например, вы сидите у окна. Знаете ли вы что сквозь невидимый простым глазом щели в раме все время тянет тоненький, как комариное жало сквозняк, который, как стальная иголочка, впивается в легкие. Легочные пузырьки, охлаждаясь, лопаются, появляются сгустки, кровохарканье и… - Что ж делать, - с бледной неискусно сделанной улыбкой возразил я. - Кому-нибудь, все равно, приходится сидеть у окна. - Да давайте я сяду, - простым тоном, каким вообще говорятся геройские вещи, - сказал незнакомец. - Однако, ваши легкие… - Э! Мне ли жалеть их… Однажды в Константинополе я два дня пробродил во время жестоких морозов в одном пиджачке. В Астрахани познакомился с одним заклинателем змей… Ну да чего там говорить! Идите на мое место. Мы пересели. - Ну, знаете, - покачивая головой в такт движению вагона и обращаясь к незнакомцу, заметил Незапяткин. - Он мой приятель, я знаю его с детства, люблю его, но и я бы не стал так рисковать своей шкурой за другого. - Э! Стоит ли говорить об этом, - махнул рукой незнакомец. Подсел поближе к окну, развернул мой журнал и погрузился в чтение. II Езда в вагоне без чтения - очень скучная штука, Незнакомец читал, a мы с Незапяткиным клевали носом, изредка перебрасываясь ленивыми отрывочными фразами. - Когда будем в Тифлисе? - Э! Еще не скоро. - Время-то как тянется. - Да уж. - Душно в вагоне. - Да. - Всюду зима, a тут весна. - Это верно. - Смотри, какие деревья. - Да. Большие. Дочитав журнал, незнакомец вернул его мне, зевнул и сладко потянулся. - Эх, поспать бы теперь!.. Он посмотрел на Незапяткина и сказал: - Это самая подлая дорога в России. - Почему? - Почти каждый день столкновения поездов. - Что вы говорите! Почему же в газетах не пишут? - Скрывают. Вы сами понимаете… Гм! Да. Сколько жертв! - Жуткая вещь! - заметил Незапяткин, с тревогой поглядывая на меня. - А еще бы! - Самое скверное то, - сказал незнакомец, - что вагоны понастроены этакими закоулочками. Вот так, как мы сидим, - случись столкновение - пиши пропало! - Почему? - А как же! Смотрите: наши коленки почти упираются в стенку вагона. Представьте себе, на нас налетел поезд! Сейчас же стена соседнего вагона хлопает по нашей стене, a наша стена по нашим собственным коленям. Давление в несколько сот атмосфер. - А что же… случится? - тихо спросил Незапяткин, поглядывая на стенку вагона широко открытыми глазами. - Как, что? Ноги ваши от удара моментально вонзаются в ваш живот, выдавливают оттуда печень, кишки, и вы складываетесь, как подзорная труба. Да-с, знаете… Неприятно почувствовать собственную берцовую кость в том месте, где определено природой быть только легким и сердцу. Мы, подавленные, молчали. - Таз, конечно, вдребезги. В куски. И самое ужасное, что с этого рода увечьями живут еще по три, четыре дня. - Ну, a предположим, - спросил Незапяткин, - если пассажир в момент столкновения стоял в коридоре? Опасность для него такая же? - Ничего подобного? Вы сами понимаете, что опасны не боковые стенки, a передняя и задняя. Я знал в Новоузенске одного человека, который, единственный из сотни, остался жив только потому, что бродил во время крушения по коридору вагона. Семенов его фамилия. Электротехник. Мы с Незапяткиным молча поглядели друг другу в глаза и, без слов, поняли один другого. Посидели для приличия еще минуты три, a потом я сказал: - Совсем нога затекла. Пройтись, что ли. - И я, - вскочил Незапяткин. - Пойдем покурим. III Когда мы вышли в коридор, Незапяткин сказал, подмигнув: - А ловко я это насчет курения ввернул. Так то просто - было неудобно выйти. Он мог бы подумать: трусы, мол. Испугались. Верно? - Конечно. - А у него, однако, дьявольские нервы. Действительно, сознавать, что каждую минуту тебя может исковеркать, зажать, как торговую книгу в копировальном прессе - и в то же время хладнокровно рассуждать об этом. - Посмотри-ка, что он делает? Незапяткин пошел взглянуть на нашего сумасброда и, вернувшись, доложил: - Лежит чивой-то на диване с закрытыми глазами. - Давай станем тут. Ближе к средине. - А симпатичный он. Верно? - Да. Милый. Такой… предупредительный. Чем дальше, тем душнее было в вагон. Чувствовалось приближение юга. - Что, если мы откроем окно? - прервал я. - В степи такая теплынь. - Не открываются окна. Вагон еще на зимнем положении. - Постой… А вот это окно! У него, кажется, эта задвижка еле держится. Ну-ка, потяни. - Ножичком бы. Не увидит никто? - Ничего. Потом скажем, что нечаянно. Рама с легким стуком упала - и нам в лицо пахнула сладкая прохлада напоенной ранними весенними ароматами степи. - Какой воздух! Чувствуешь! Вот, что значить Кавказ! - Бальзам! Мощные горы рисовались вдали легкими туманно голубыми призраками. Лаской веяло от теплого воздуха и жирной пахучей земли. …Часа два простояли мы так, почти не разговаривая, разнеженные, задумчивые. Сзади нас раздался голос: - Что это вы тут делаете? Наш сосед по дивану стоял за моей спиной. - Чувствуете, какой воздух? - спросил я. - Да. Попробую-ка и я открыть другое окошечко. - Нет, - возразил Незапяткин. - Все окна заделаны по зимнему положению. Это единственное. - Вот он, Кавказ-то! - задумчиво заметил не знакомец. - Красивый, экзотический, как змея-пифон, но и ядовитый, как эта змея! Так же могущей ужалить. - Почему? - Кавказ-то? Ведь это разбойничья страна. Вот вы, например, стоите у окна, тихо беседуете, и вдруг из-за того камня - бац! Пуля в висок, и вы без крика валитесь на пол. - Кто же это… может? - Ясно, как день: туземцы. Да вот вчера в газетах… не читали газет? - Нет. - Ну, как же. Таким точно образом стоял еврей, настройщик роялей, у открытого окна. "Свежим воздухом дышал…" Бац! И не пикнул. Айзенштук фамилия. - Да за что же, Господи! - Абреки. Это у них молодечество. Кто больше пассажиров настреляет, тот большим уважением в ауле пользуется. Кто меньше десятка уложил, за того ни одна девушка замуж не пойдет. - Чёрт знает что! Закроем окно, Незапяткин, - А позвольте-ка, я рискну, - хладнокровно сказал незнакомец, облокачиваясь на узенький подоконник. - Послушайте… если меня тяпнет пуля… возьмите мои вещи и отошлите в Тифлис на Головинский проспект, 11 - Михайленко. Никогда я до сих пор не видел, чтобы завещания составлялись с таким самообладанием и быстротой. Для очистки совести мы попытались уговорить нашего сумасброда отойти от рокового окна, но он был непреклонен. IV Выходя в Тифлисе из вагона, мы наткнулись на высокую красивую даму, встречавшую нашего сумасброда. - Ну, как доехал? - спросила она, целуя его. - Замечательно. Пока попадаются такие поразительные спутники, как эти двое (он указал на нас) - по русским железным дорогам еще можно ездить. Усаживаясь на извозчика, Незапяткин сказал мне: - Слышал? говорит: поразительные… Мы ему наверное, тоже понравились? Как ты думаешь? Я пожал плечами. А чем же мы плохи? Первый анекдот обо мне Недавно я с ужасом прочел два анекдота об известных людях. Первый был о покойном генерале Драгомирове. Вот он - буквально: "Как известно, Драгомиров отличался остроумием и находчивостью. Один знакомый как-то спросил его: - Что бы вы сделали, если бы завтра получили известие, что турки перешли границу и находятся уже под Киевом? Ни слова не говоря, Драгомиров снял с пальца дорогое обручальное кольцо с великолепным бриллиантом и сказал знакомому: - Наденьте это кольцо себе на ногу. - Но это невозможно! - отвечал, вскрикнув, удивленный знакомый. - Вот также невозможно, чтобы турки осмелились напасть на Россию, - хладнокровно ответил покойник. Эта манера резко и прямолинейно, не стесняясь ни чем, говорить то, что он думает, создала ему много врагов, чего нельзя сказать об окружающих". Второй анекдот такой: "Покойный поэт Минаев отличался замечательным искусством говорить экспромты. Вот один из лучших его экспромтов, сказанных на похоронах известного в то время железнодорожного строителя М., отличавшегося всем известной слабостью к слабому полу, который имел несколько побочных семейств, кроме прямого. Именно, увидев погребальную колесницу с трупом покойника, он сказал находившемуся тут же актеру, Б., большому любителю кутнуть и приятелю начинавшего входить в моду Достоевскаго: О, человече! Был ты глуп - Теперь лежит пред нами труп. Покойся, милый прах, до радостного утра, Пока червяк не сел твое все нутро. Остроумные экспромты известного поэта доставляли ему в свое время множество врагов". * * * Выше я сказал, что прочел эти два анекдота с ужасом. Действительно - вдумайтесь в смысл всей этой полуграмотной чепухи: вплетает ли она новые лавры в чудесные венки, которыми увенчаны оба "известных покойника". И прочтя эти бессмысленные строки, я, по ассоциации, призадумался над своей будущей судьбой. Действительно: вчера в одной из газет перед моим именем я впервые увидел пряное, щекочущее слово: "известный". Странное слово… Странное ощущение… Итак - я "известный".. Неужели? Я человек по характеру очень скромный, и никогда не думал о себе этого… Ну - пишу. Ну - читают. Но чтобы все это было до такой степени - вот уж не представлял себе! И тут же я понял - какую громадную ответственность налагает на меня это слово. - Действительно - когда я был неизвестный - пиши как хочешь, о чем хочешь и когда хочешь, ешь, как все люди едят, ходи в толпе, толкаясь, как и другие толкаются, и если на твоем пути завязалась между двумя прохожими драка, - ты можешь остановиться, полюбоваться на эту драку или даже, в зависимости от темперамента - принять в ней деятельное участие, защищая угнетенную, по твоему мнению, сторону. А в новом положении с титулом - "известный" попробуй-ка! Когда ешь - все смотрят тебе в рот. Вместо большого куска откусываешь маленький кусочек, мизинец отставляешь, стараясь держать руку изящнее, и косточки от цыпленка уже не выплевываешь беззаботно на край тарелки (скажут - некрасиво), а, давясь, жуешь и проглатываешь, как какой-нибудь оголодавший сеттер. Съешь лишний кусок - все глазеющие скажут - обжора. Покажешься под руку со знакомой барышней - развратник. Заступишься в уличной драке за угнетенного - все закричат: буян, драчун! ("Наверное, пьян был!.. Вот они, культурные писатели… А еще известный! Нет, Добролюбов, Белинский и Писарев в драку бы не полезли"). И, благодаря этому, столько народа, заслуживающего быть битым, остается не битым, что нравы грубеют, и жизнь делается еще тяжелее. Наибольшая же трагедия - это те анекдоты о моем уме, находчивости и сообразительности, которые будут рассказываться и приводиться в газетах (отделе "смесь") после моей смерти… Воображаю: "Известный (раз другие писали, могу же и я написать?) писатель Аркадий Аверченко отличался дьявольской сообразительностью и находчивостью. Один знакомый спросил его: - Кто, по-вашему, выше - Шекспир или Гете? - Мой портной Кубакин, - отвечал остроумный писатель. - Почему? - изумился ничего не подозревавший знакомый. - Потому, - улыбнулся покойник, - что он чуть не трех аршин росту. Такими язвительными ответами покойный юморист нажил массу врагов среди сильных мира сего". * * * Конечно, никто из нас не застрахован от таких "анекдотов", но я сделаю слабую попытку застраховаться от них. Именно я решил записывать сам все те будущие анекдоты, которые должны печататься после моей смерти. Для начала позволяю себе привести один анекдот-факт обо мне, имевший место не более месяца тому назад. Из воспоминаний о покойном Аверченко. Как известно, покойный писатель любил в хорошую минуту весело подшутить над своим ближним, что доставляло ему много врагов и тайных недоброжелателей. Приводим следующий случай, правдивость которого могут удостоверить многие, пережившие бедного, безвременно погибшего писателя… Однажды, будучи застигнут в пути снежными заносами и отсиживаясь на какой-то глухой станции, покойный писатель горько жаловался соседям по вагону на то, что если пройдут еще сутки, то всем придется голодать. Один актер, сидевший около, стал подтрунивать над Аверченко и, в конце концов, заявил: - Ведь завтра нам всем уже придется бросать жребий - кому из нас быть съеденным… Что вы скажете, Аркадий Тимофеевич, если жребий падет на вас и мы вас съедим?.. - Что я скажу? - ответил, улыбаясь, симпатичный покойник. - Я скажу, что в таком случае рискую очутиться в дураках. В тот момент никто не понял этого загадочного ответа, но в последние годы он детально разъяснен комментаторами писателя. Вот, читатели, единственный пока анекдот обо мне. Нравится анекдот или нет - это другой вопрос: Но что он правдив - за это ручаюсь. Приятно быть более предусмотрительным, чем такие умные люди, как генерал Драгомиров и поэт Минаев. © Copyright: Аверченко Аркадий |
|