НА ГЛАВНУЮ СОДЕРЖАНИЕ: СБОРНИК "ДЕТИ" Руководство к рождению Под столом Три желудя Душистая гвоздика Кулич Продувной мальчишка Разговор в школе Костя ЧУДЕСА В РЕШЕТЕ: Эхо церкви Пирамида Хеопса Американец Резная работа Отчаянный Как женился Окружающие Роковой Воздуходуев Материнство Исповедь Кустарная работа Необыкновенный Воспоминания о Чехове Рассказ о Ниночке Ласковые рассказы О МАЛЕНЬКИХ ДЛЯ БОЛЬШИХ: Дети День делового человека Грабитель Вечером Детвора Блины Доди Ресторан Галочка Страшный Мальчик Рассказ для Лягушонка Красивая женщина Человек за ширмой Маня мечтает КАРАСИ И ЩУКИ: Крыса на подносе Борьба с роскошью Одесситы Один час Министр Благородная кровь Позитивы негативы Калифорния Начальник Оккультные науки Исторические рассказы РАССКАЗЫ А.АВЕРЧЕНКО: АВЕРЧЕНКО рассказы 1 АВЕРЧЕНКО рассказы 2 АВЕРЧЕНКО рассказы 3 АВЕРЧЕНКО сатира 4 АВЕРЧЕНКО про детей классика юмор сатира: ТЭФФИ рассказы ДОРОШЕВИЧ рассказы С ЧЁРНЫЙ рассказы Д ХАРМС сборник1 Д ХАРМС сборник2 ЗОЩЕНКО сборник Сатирикон история 1 Сатирикон история 2 А ЧЕХОВ рассказы 1 А ЧЕХОВ рассказы 2 А ЧЕХОВ рассказы 3 А ЧЕХОВ рассказы 4 сборник рассказов 1 сборник рассказов 2 сборник рассказов 3 сборник рассказов 4 сборник рассказов 5 сборник рассказов 6 М Зощенко детям Д Хармс детям С Чёрный детям рассказы детям 1 рассказы детям 2 |
А.Аверченко: Ласковые рассказычитайте Аркадия Аверченко тексты - из сборника "Чудеса в решете" (1918) Ласковые рассказы Семь часов вечера Иногда мы, большие, взрослые люди, бородатые, усатые, суровые, с печатью важности на лице, вдруг ни с того, ни с сего становимся жалкими, беспомощными, готовыми расплакаться от того, что мама уехала в гости, а нянька ушла со двора, оставив нас в одиночестве в большой полутемной комнате. Жалко нам себя, тоскливо до слез, и кажется нам, что мы одиноки и заброшены в этом странно молчащем мире, ограниченном четырьмя сумрачными стенами. Почему-то это бывает в сумерки праздничного дня, когда все домашние разбредаются в гости или на прогулку, а вы остались один и долго сидите так, без всякого дела. Забившись в темный угол комнаты и остановив пристальный взгляд на двух светло-серых четырехугольниках окон, сидите вы с застывшими, как холодная лава, мыслями - тихий, покорный и бесконечно одинокий. Заметьте: в это время непременно где-то этажом выше робкие женские руки трогают клавиши рояля, и вы вливаете свою застывшую грусть в эти неуверенные звуки, и эти неуверенные звуки крепко сплетаются с вашей грустью. Мелодия почти не слышна. До вас доносится только отчетливый аккомпанемент, и от этого одиночество еще больше. Оно, впрочем, от всего больше - и от того, что улица за серыми окнами дремлет, молчаливая, и от того, что улица вдруг оглашается недоступной вашему сердцу речью двух неведомых вам пешеходов, отчетливо стучащих четырьмя ногами и двумя палками по заснувшим тротуарным плитам: "- …А что же Спирька на это сказал? - Вот еще, стану я считаться с мнением Спирьки, этого дурака, который…" И снова вы застываете, одинокий, так и не узнав, что сказал Спирька и почему с мнением Спирьки не следует считаться? И никогда вы ничего больше не узнаете о Спирьке… Кто он? Чиновник, клубный шулер или просто веснушчатый, краснорукий гимназист выпускного класса? Никому до вас нет дела. Интересы пешеходов поглощены Спирькой, все домашние ушли, а любимая женщина, наверное, забыла и думать о вас. Сидите вы, согнувшись калачиком в углу дивана, сбоку или сверху у квартирантов робкие руки отбивают мерный, хватающий за сердце своей определенностью такт, а где-то внизу проходит еще одна пара и оставляет в ваших мыслях она расплывающийся след, как от брошенного в мертвую воду камня: "- Нет, этого никогда не будет, Анисим Иваныч… - Почему же не будет, Катенька? Очень даже обидно это от вас слышать… - Если бы я еще не знала, что вас…" И прошли. Роман, драма, фарс проплыл мимо вас, а вы в стороне, вы никому не нужны, о вас все забыли… Жизнь идет стороной; вы почти как в могиле. Конечно, можно встать, встряхнуться, надеть пальто, пойти к приятелю, вытащить его и побродить по улицам, оставляя, в свою очередь, в чужих открытых окнах обрывки волнующих вас слов: "- Ты слишком мрачно глядишь на вещи. - Это я-то?! Ну, знаешь ли… Ведь она его не любит, ее просто забавляет то, что…" Конечно, можно самому превратиться в такого пешехода, вырваться из оцепенелых лап тихой печали и одиночества, но не хочется пошевелить рукой, не то что сдвинуться с места. И сидишь, сидишь, а сердце обливается жалостью к самому себе: - Забыли!.. Оставили!.. Никому нет до меня дела. * * * Я ли один переживаю это или бывает такое же настроение у банкиров, железнодорожных бухгалтеров, цирковых артистов и магазинных продавщиц, оставшихся по случаю праздничных сумерек дома? О чем же вам-то грустить, далекие неизвестные товарищи по временному одиночеству? Или никакой тут причины и не нужно, а все дело в сумерках, звуках рояля и голосах пешеходов под окнами? Вот и сегодня: сижу я в сладком оцепенении печали и жалости к самому себе, и рояль рокочет басовыми нотами у верхних квартирантов, и неизвестные мне люди за окном переговариваются о далеких мне делах и интересах… Все бросили меня, бедного, никому я не нужен, всеми забыт… Плакать хочется. Даже горничная ушла куда-то. Наверное, подумала: брошу-ка я своего барина, на что он мне - у меня есть свои интересы, а мне до барина нет никакого дела. Пусть себе сидит на диване, как сыч. Боже ж ты мой, как обидно! В передней звонок. О счастье! Неужели обо мне кто-нибудь вспомнил? Неужели я еще не старая кляча, всеми позабытая и оставленная? Незнакомая барыня в лиловой шляпке входит в мой кабинет, садится на стул, долго осматривает меня при свете зажженных мною ламп. - Вот вы какой! - говорит она, внимательно меня оглядывая. - Как странно: читаю вас несколько лет, а вижу в первый раз. Бодрое настроение возвращается ко мне (я не забыт!). - Читаете несколько лет, а видите в первый раз? Печально, если бы было наоборот, - усмехаюсь я. - Вы и в жизни такой же веселый, как в ваших рассказах? - А разве мои рассказы веселые? - Помилуйте! Иногда, читая их, просто как сумасшедшая смеешься. - Вот не думал. Когда я пишу свои рассказы, я не подозреваю, что они могут рассмешить. - Еще как! Вы знаете, почему я пришла к вам? Я пришла поблагодарить вас за хорошие минуты, которые вы доставили мне своими рассказами. Ах, вы так чудно, так чудно пишете… Почему-то делается жаль уплывших сумерек, гулких шагов и голосов неведомых пешеходов, и рояля, который тоже притих, будто сообразив, что он уже не в тоне сумерек и голосов за окном. - Некоторые ваши рассказы я прямо наизусть знаю… - Вы, право, избалуете меня… Ну, какой же рассказ запомнился вам? - Я как-то не запоминаю заглавий. Одним словом, о чиновнике, который хотел учиться кататься на лошади, а потом упал с нее, и его родственники смеялись над ним и невеста тоже… отказалась выйти за него замуж. - Позвольте, сударыня… Да у меня нет такого рассказа. - Быть не может! - Уверяю вас. - Значит, я что-нибудь спутала. Ах, я, знаете, такая рассеянная! Совсем как та старушка в вашем рассказе, которая забыла надеть юбку да так и пошла по улице без юбки. Я страшно смеялась, когда читала этот рассказ. - Сударыня! У меня и такого рассказа нет! - Вы меня просто удивляете! Какие же у вас рассказы есть, если того нет, этого нет!.. Ну, есть у вас такой рассказ, как еврейка выколола в шутку сыну глаз, а потом повезла его к зубному доктору? - Вроде этого: она не выколола сыну глаз, а просто у него заболел глаз; бедная мать в суматохе схватила не того ребенка, завернула его в платок и повезла на последние деньги в другой город к доктору, у которого эта роковая для матери ошибка и обнаружилась. - Ну да, что-то вроде этого. Мы с сестрой так смеялись… - Простите, но этот рассказ не смешной; это очень печальная история. - Да? А мы с сестрой смеялись… - Напрасно. Мы молчим. - Я вам сейчас не помешала? - Нет. - Вам, наверное, надоели всякие поклонницы!.. - Нет, что вы! Ничего. - И вы на меня не смотрите, как на сумасшедшую?.. - Почему же?.. - Вам нравится моя наружность? - Хорошая наружность. - Нет, серьезно! Или вы просто из вежливости говорите? - Зачем же из вежливости? - Ну вот, вы писатель… Скажите: можно было бы мною серьезно увлечься? - Отчего же. - А вдруг вы всем женщинам говорите одно и то же? - Зачем же всем. - Я вас видела недавно в театре, и вы мне безумно понравились. Я тогда же решила с вами познакомиться. - Спасибо. - В вас есть что-то притягательное. Садитесь сюда. - Сейчас. В каком театре вы меня видели? - Это не важно. Вы, наверное, очень избалованы женщинами? - Нет. - Вы меня не прогоните, если я еще раз приду? С вами так хорошо… Вы какой-то… особенный. - Да, на это меня взять, - уныло соглашаюсь я. - Я знакома еще и с другими писателями… С Белясовым. - Не знаю Белясова. - Серьезно? Странно. А он вас знает. Он вам страшно завидует. Говорил даже, что вы все ваши рассказы берете из какого-то английского журнала, но я не верю. Врет, я думаю. - Белясов-то? Конечно, врет. - Ну, вот видите. Просто завидует. А я вас люблю. Вас можно любить? - Можно. - Спасибо. Вы такой чуткий. Я пойду… Ах, как не хочется от вас уходить. Век бы сидела… * * * Ушла. И сказал я сам себе: будь же счастлив, не тоскуй. Ты не одинок. Сейчас ты вкусил славу, любовь женщин и зависть коллег. Тобой зачитываются, в тебя влюбляются, тебе завидуют. Будь же счастлив!! Ну? Чего же ты стонешь? Я погасил огни, упал ничком на диван, закусил зубами угол подушки, и одиночество, - уже грозное и суровое, как рыхлая могильная земля, осыпаясь, покрывает гроб, - осыпалось и покрыло меня. Сумерки сгустились в ночь, рояль глухо забарабанил сухими аккордами, а с улицы донеслись два голоса: - Эх, напьюсь же я нынче! - С чего это такое? - Манька опять к своему слесарю побежала. Прошли. Тишина. Вечер. Рояль. Опасно, если в такой вечер близко бритва лежит. Зарезаться можно. © Copyright: Аверченко Аркадий |
|